Проблема распределения постоянных затрат в производстве. Расходы для определения налога на прибыль: классификация, как и зачем делить их на прямые и косвенные, что относится к внереализационным, какие расходы нельзя учесть Разделение расходов

Расходы строительной организации. Организация - субъект малого предпринимательства. Разделение расходов.

Вопрос: Нужно ли строительной организации, являющейся субъектом малого предпринимательства, разделять расходы на прямые и косвенные?

Ответ: Да, нужно, если Вы применяете общую система налогообложения. Распределять расходы на прямые и косвенные должны все организации на ОСНО, независимо от размера.

Обоснование

Как в налоговом учете распределять прямые и косвенные расходы

В налоговом учете расходы на производство и реализацию делят на две группы:

прямые (основные);

косвенные (накладные).

Какие затраты учитывать в составе прямых расходов на производстве товаров, работ, услуг

Какие расходы при производстве товаров, работ или услуг относить к прямым, а какие к косвенным, вы вправе определить самостоятельно. Перечень расходов утверждает руководитель организации и фиксирует его в учетной политике.

Делая выбор, руководствуйтесь следующими принципами. В составе прямых расходов отражайте те затраты, которые непосредственно связаны с производством или реализацией. При этом можно ориентироваться на отраслевую специфику и исходить из конкретных особенностей производственного процесса в самой организации.

Обычно к прямым расходам производств относят:

материальные затраты. В частности, издержки на покупку сырья и материалов, которые будут использованы непосредственно в производстве, а также комплектующих изделий, подвергающихся монтажу, и полуфабрикатов, требующих дополнительной обработки;

расходы на оплату труда сотрудников, занятых в производственной деятельности, и взносы на социальное страхование, начисленные с этих сумм. То же касается и взносов на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний;

амортизацию основных средств, которые используют при производстве товаров, работ или услуг.

Это следует из пункта 1 статьи 318 Налогового кодекса РФ.

Остальные расходы, которые напрямую с производством не связаны или согласно техническим регламентам в него не включены, относят на косвенные. Кроме внереализационных расходов - их считают отдельно.

При этом косвенными признавайте только такие расходы, которые невозможно отнести к прямым по объективным причинам. Например, затраты на сырье и материалы, которые включают в себестоимость единицы продукции, можно отнести только к прямым. Такой порядок предусмотрен Налогового кодекса РФ. Аналогичные разъяснения есть в письмах Минфина России от 7 февраля 2011 г. № 03-03-06/1/79 и ФНС России от 24 февраля 2011 г. № КЕ-4-3/2952 . Правомерность этой позиции подтверждают

Мы описывали индивидов, высоко и низко оценивающих общественное благо, которые платят одинаковый налог Т за единицу общественного блага в разных налоговых юрисдикциях. Теперь давайте рассмотрим, как формируется этот налог. Общественное благо доступно по цене Р, которая представля- етсобой предельные издержки Л/С предложения общественного блага. Чтобы получить индивидуальный налог Т, цена делится на количество налогоплательщиков. Если в юрисдикции п налогоплательщиков, то
uOU ".»SI
т= Р/п. (2.35)
рэКак мы отмечали в разд. 2.1, чистые общественные блага являются естественными монополиями, поскольку они приносят полезность дополнительному числу людей, а издержки при этом не увеличиваются. Ведь чистое общественное благо - это такое общественное благо, которым могут пользоваться все люди, и полезность данного блага для каждого человека не зависит от количества пользующихся им.
В связи с тем, что это общественное благо имеет черты естественной монополии, для эффективного распределения расходов необходимо, чтобы все люди, пользующиеся данным благом, жили в одной налоговой юрисдикции. Идеальным решением будетрешение Линдаля, а именно: все люди живут в одной юрисдикции, где оплачивают часть расходов на общественное благо согласно предельной полезности, которую они получают от использования этого блага, и согласно количеству производимого общественного блага, которое каждый одобряет (согласованное количество Линдаля). Однако для решения Линдаля должна существовать возможность дифференцировать людей по полезности, которуюони получают от общественного блага, чтобы распределить между ними издержки в соответствии с потребностями. Такая информация, как правило, асимметрична: индивиды сами знают, какую полезность они получают от общественного блага, тогда как правительство не знает, кто к какому типу относится. При отсутствии информации об индивидуальной полезности разумно установить единый для всех налог. В этом случае, в отличие от консенсуса Линдаля, среди людей будут разногласия по поводу производимого количества общественного блага, если люди с разной оценкой общественного блага живут в одной юрисдикции, как показано на рис. 2.12.
Предположим, что из п человек, проживающих в одной юрисдикции, nL низко оценивают для себя общественное благо при предельной полезности MBL, а пн высоко оценивают для себя общественное благо при предельной полезности МВН. Об этом разделении никто, в том числе и государство, не знает. Если бы ^сформировали бы свою собственную юрисдикцию, то налог на единицу, финансирующий общественное благо, был бы следующим:
¦г - п / .БНУКН ЇГ7Ч и и U /-. its
L / L" ....^.^Д2-36)
Если люди, высоко оценивающие для себя общественное благо п„, формируют свою юрисдикцию, то индивидуальный налог (per unit tax) будет следующим:
Тн= Р/ пн. Фзодмед* (2.37)
Формулы (2.36) и (2.37) несовместимы с формулой (2.35), по которой все п человек делят между собой поровну расходы на общественное благо.) ? t ^
Когда нужно формировать отдельную налоговую юрисдикцию
Предположим, что решение о количестве (или о качестве) общественного блага принимается голосованием по принципу большинства Если все п человек живут в одной юрисдикции и большинство высоко ценит общественное благо (т.е. если nH>nL), то будет производиться (^общественного блага (рис. 2.12). Людям, низко оценивающим общественное благо, придется принимать решение о том, остаться ли им в этой юрисдикции или сформировать свою. В своей собственной юрисдикции они смогут выбрать то количество общественного блага, которое им будет необходимо.
Людям, высоко оценивающим общественное благо, невыгодно, чтобы те, кто низко ценит его, образовывали свою собственную юрисдикцию. Если вторые уезжают, то стоимость общественного блага для первых вырастает: вместо налога, заданного формулой (2.35), им теперь придется платить более высокий налог, заданный формулой (2.37). Они не могут платить людям, низко оценивающим общественное благо, компенсации, чтобы заставить их остаться и делить с ними расходы на общественное благо. Внутри самой юрисдикции нельзя отличить людей, которые высоко оценивают общественное благо, от людей, которые низко его оценивают. Поэтому первые притворялись бы, что они тоже низко оценивают общественное благо, чтобы получить такую компенсацию. Единственное действие, доказывающее, что человек действительно низко оценивает общественное благо, - это его переезд в другую юрисдикцию.
И наоборот, если большинством являются люди, низко оценивающие общественное благо, то в результате голосования будет принято решение о производстве количества общественного блага GL (нарис. 2.12). Меньшин-
ству, которое высоко оценивает общественное благо, предстоит рещить в этом случае, оправдывает ли переезд в другую налоговую юрисдикцию, где производится большее количество общественного блага, более высокий налог, заданный формулой (2.37). Люди, низко оценивающие общественное благо, не хотят, чтобы меньшинство, высоко оценивающее общественное благо, уезжало, поскольку чем больше население юрисдикции, тем меньше стоимость общественного блага для каждого ее члена.
Количество
общественного
блага
Количества Gn и Gm будут эффективным предложением общественного блага в двух отдельных юрисдикциях. Если в юрисдикции, низко оцениваю-
Рассмотрим случай, когда количество и тех и других одинаково. Тогда в двух отдельных юрисдикциях налог будет равным (потому что одинаковое количество человек в каждой из них делит между собой издержки Рна обще-ственное благо). Нарис. 2.13 Т- налог, который финансирует общественное благо, заданное формулой (2.35), когда все население находится в одной на-логовой юрисдикции. Если население поделено на две группы, налоги в них будут заданы формулами (2.36) и (2.37) и будут равны 2 Т, как показано на рис. 2.13 (что в два раза больше, чем в единой юрисдикции). В отдельной юрисдик-ции іруппа приходит к соглашению (поскольку все в группе имеют одинаковые предпочтения) по вопросу государственных расходов, устанавливая налог 2Т, равный общей предельной полезности в этой юрисдикции. Таким образом, юрисдикция, где люди низко оценивают общественное благо, выбирает для себя количество С[л в точке Е, а юрисдикция, где люди высоко оценивают общественное благо, выбирает количество Gm в точке D.
шей общественное благо, количество общественного блага GLX производится ДЛЯ ЛІ человек, выполнено условие:
"L
(2.38)
?MBL =мс.
}=і
Соответственно, если количество Gm предлагается пн человек в отдельной юрисдикции, то
(2.39)
j=і
Таким образом, сами люди, распределяясь по разным налоговым юрис- дикциям согласно своей оценке общественного блага, решают проблему информации, которая препятствует установлению эффективного уровня расходов на общественное благо.
Лучший результат для группы, описанной формулой (2.38) или (2.39), в отдельных юрисдикциях, может быть получен, если они объединятся в одну юрисдикцию, но при этом первая группа выберет государственные расходы согласно своим предпочтениям, а вторая будет делить с первой издержки. На рис. 2.13 люди, низко оценивающие общественное благо, окажутся в выиг-рыше, если они смогут выбрать GL, а люди, высоко оценивающие обществен-ное благо, будут делить с ними издержки. Тогда налог будет равен Т. После вычета налога полезность К/7"человека, низко оценивающего общественное благо, будет больше, чем полезность после вычета налога VEY, когда люди, низко оценивающие общественное благо, формируют отдельную юрисдикцию. Люди, высоко оценивающие общественное благо, также выиграют, если те, кто низко оценивают общественное благо, будут финансировать предпоч-тительное количество GH в обшей юрисдикции. Тогда полезность после уплаты налогов людей, высоко оценивающих общественное благо, составит RZT, по сравнению с полезностью RDY, которую они имеют в отдельной юрисдикции. В каждом случае группе, определяющей государственные расходы в общей юрисдикции, будет выгодно, что она навязывает свои позиции другой группе, предпочитающей иные государственные расходы.
Если предпочтения обеих групп достаточно сходны, ни у одной из них нет стимулов формировать отдельную юрисдикцию, даже если государственные расходы определяет другая группа.
Но когда предпочтения серьезно отличаются, появляются стимулы к формированию отдельной юрисдикции. Тогда, если люди, высоко оценивающие общественное благо, находятся в большинстве и определяют предложение в общей для всех юрисдикции, в интересах людей, низко оценивающих общественное благо, сформировать свою собственную юрисдикцию. Подобным образом люди, высоко оценивающие общественное благо, при достаточно разных предпочтениях выиграют в отдельной юрисдикции, если низко оценивающие общественное благо люди определяют предложение общественного блага в общей юрисдикции. Разумеется, чтобы произошло разделение, достаточно только одной группе образовать собственную юрисдикцию.
Если люди, и высоко оценивающие, и низко оценивающие общественное благо, остаются в одной юрисдикции, вторые помогают первым оплачивать общественное благо, также могут пользоваться общественным благом, которое первые будут производить в любом случае. Вернемся к примеру с маяком. Большой маяк может служить людям, низко оценивающим общественное благо, даже если они хотят меньший маяк. То есть у них маленькие лодки, которые не уплывают настолько далеко от берега, чтобы им был необходим свет большого маяка, но большой маяк служит и им. Две отдельные юрисдикции должны были бы построить два маяка рядом, один большой - для людей, высоко оценивающих общественное благо, второй маленький - для людей, низко его оценивающих.
В качестве другого примера можно рассмотреть две группы людей, у которых есть легковые машины и грузовики. Нужно построить дорогу для тех и других. Пусть дорога не перегружаемое, а чистое общественное благо. Владельцам грузовиков выгодно, чтобы была построена дорога, которая выдержит тяжелые грузовики. Владельцы грузовиков и легковых машин могли бы финансировать строительство двух разных дорог, что, однако, неэкономно, поскольку легковые автомобили могут ездить по дороге, предназначенной для грузовиков. У владельцев легковых машин нет стимулов увеличивать свои издержки, участвуя в строительстве дороги, подходящей для грузовиков.
ч і;
Владельцы грузовиков могут предложить владельцам легковых машин заплатить за дорогу, пригодную для легковых машин, асами они заплатят за ее модернизацию для грузовиков. Владельцы легковых машин вправе сказать: «Вы будете строить дорогу для грузовиков, так почему бы вам не разрешить нам пользоваться этой дорогой бесплатно?». В этих предложениях налог на единицу для тех и других будет разным. Обе группы пытаются переложить издержки друг на друга. Если владельцы грузовиков попробуют переложить слишком большую долю расходов на владельцев легковых машин, у последних появится стимул построить свою собственную дорогу. Если владельцы легковых машин попытаются стать «безбилетниками» и не разделят расходы на строительство дороги, обосновывая это тем, что любая дорога, пригодная для грузовиков, им также подойдет, владельцы грузовиков просто профинансируют строительство своей дороги и не дадут другим машинам там ездить.
Если те и другие автомобилисты разделят между собой издержки, их совместные эффективные расходы приведут к строительству более качественной дороги, чем если они будут строить отдельно. Рисунок 2.14 показывает эффективное предложение GLi и Gm которое соответственно определяется по формулам (2.38) и (2.39) в отдельных группах людей, высоко оценивающих общественное благо и низко его оценивающих. Напротив, эффективное решение Линдаля оставляет всех в одной группе и определяет эффективное количество путем консенсуса G", где общие предельные полезности всего населения равны цене Р{=МС)\ издержки делятся между людьми, низко оценивающими общественное благо, платящими TLза единицу, и людьми, высоко оценивающими общественное благо и платящими THAl. А именно: в нашем примере существует соглашение о количестве G одной дороги, которой каждый будет пользоваться, и владельцы машин платят меньшую долю издержек, чем владельцы грузовиков. Количество или качество G выше, чем если бы каждая группа производила благо для себя в разных юрисдикциях.
В примере с дорогой людей можно разделить на низко и высоко оценивающих общественное благо в зависимости от вида транспорта, которым они владеют, поэтому в данном случае возможно достичь решения Линдаля. Однако помимо дорог общественными благами могут быть полицейские патрули, музей, дипломатическое представительство, оборона и т.п., а в этих случаях невозможно отличить низко оценивающих общественное благо от высоко его оценивающих. Люди, высоко оценивающие общественное благо, захотят более высоких общественных затрат на него, другие - более низких затрат. Проблема информации об общественном благе встает на пути разделения издержек относительно полезности в единой юрисдикции, и разделение на разные юрисдикции будет иметь место, если разделение издержек будет в пользу только одной какой-либо группы.
Налоги и издержки
Н
Р = МС
с
Следовательно, хотя разделение населения на разные группы увеличивает издержки налогоплательщика, совокупность наилучших индивидуальных выборов побуждает людей объединяться вместе, чтобы гарантировать такие государственные расходы, которые и нужны (им всем). При недостижимом эффективном решении Линдаля в (7 (рис. 2.14) из-за невозможности отличить друг от друга высоко и низко оценивающих общественное благо людей в общей для них юрисдикции, низко оценивающим его будет выгоднее финансировать и получать количество Gu в отдельной юрисдикции. Точно так же тем, кто высоко оценивает это благо, будет выгоднее финансировать и получать количество Gm в отдельной юрисдикции, чем оставаться в (общей) юрисдикции, в которой не считаются с их предпочтениями.

В условиях современной экономической ситуации тщательный контроль над вопросами учета расходов, которые напрямую связаны с оптимизацией налогообложения и эффективностью работы организаций, просто необходим. Порядок учета и правила подачи информации о расходах коммерческих компаний, кроме страховых и кредитных, и классификация затрат описаны в Положении по бухгалтерскому учету ПБУ 10/99 «Расходы организации» и Инструкции к Плану счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций. Они призваны максимально сблизить 2 вида учета – налоговый и бухгалтерский, хотя это и не всегда выгодно организациям.

В нормативных актах, которые регулируют бухгалтерский учет государственных организаций, понятия «доходы» и «расходы» не раскрыты четко. Отчетность по расходам формируют, руководствуясь Приказами Минфина и федеральным стандартом «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности для организаций государственного сектора». Непонимание различий между косвенными и прямыми расходами, ошибочное составление отчетности могут резко ограничить круг спонсоров, кредиторов, стать весомым препятствием для развития деятельности организации, увеличить налоговую нагрузку и исказить данные налогового учета.

Прямые расходы – что это?

Эффективное управление расходами – стратегическая задача любого предприятия. Грамотное использование правил учета и формирования затрат позволит оптимизировать их и уменьшить налоговые платежи. Расходами коммерческого предприятия, согласно Положению по бухгалтерскому учету 10/99, называют уменьшение экономических выгод после выбытия любых активов, например, денег, имущества, и формирование обязательств, приводящих к уменьшению капитала (исключение – если уменьшение вкладов обусловлено решением участников, собственников имущества). Часто расходы идентифицируют с издержками и затратами. Под расходами в государственных организациях понимают снижение полезного потенциала активов, уменьшение экономических выгод за отчетный период в результате возникновения обязательств, потребления активов, но без учета уменьшения капитала по причине изъятия имущества учредителем или собственником.

Классификация доходов и расходов коммерческих предприятий изложена в ПБУ 10/99, а в бюджетных организациях регулируется Бюджетным кодексом РФ. Понятие прямых и косвенных расходов в налоговом учете немного другое. Здесь ими признаются обоснованные и документально подтвержденные, экономически оправданные затраты для осуществления деятельности налогоплательщика. Для того чтобы в налоговом учете был признан расход, необходимо обязательно выполнить 3 условия: обоснованность затрат, документальное подтверждение, целевое направление – для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. А вот в бухгалтерском учете свои требования в этом плане:

  • произведение расходов в соответствии с договором, требованием правовых актов, принципов делового оборота;
  • сумма может быть определена;
  • уверенность в том, что в результате определенной операции будет достигнуто уменьшение экономических выгод предприятия.

То есть расходы в бухгалтерском и налоговом учете различаются. К примеру, налоговый учет учитывает не все расходы, которые признает бухгалтерский.

Прямые расходы включают в себя затраты, которые можно отнести к конкретному объекту налогообложению, те, что влияют на себестоимость и фиксируются по мере реализации готового товара, непосредственно связанные с выпуском продукции или выполнением работ, оказанием услуг. Их нужно списывать в том периоде, когда реализована продукция, даже если деньги поступили в следующем налоговом периоде. В бухгалтерском учете четкое деление расходов на прямые и косвенные законодательством не предусмотрено, хотя на практике часто используют именно такую классификацию.

Совет: формируя отчетность, важно помнить, что после изменений гл. 25 Налогового Кодекса РФ законом № 58-ФЗ состав прямых и косвенных расходов определяют одинаково для целей бухгалтерского и налогового учета. Но в некоторых случаях косвенные затраты все же могут отличаться (например, стоимость незавершенного производства, отгруженных товаров, готовой продукции).

Косвенные расходы - что это?

К косвенным расходам относятся документально подтвержденные затраты, которые нельзя непосредственно отнести к конкретной операции, привязать к какому-то одному типу выпускаемой продукции. Их распределяют по видам товаров и выполненных работ косвенно (условно) или списывают в полном объеме на финансовые результаты в конце отчетного периода.

Они, с одной стороны, необходимы для развития организации и нормального ведения производства, а с другой - представляют собой важный резерв снижения себестоимости продукции. Косвенные расходы требуют распределения между несколькими налоговыми базами по налогу на прибыль. Они списываются в уменьшение прибыли сразу. В бухгалтерском учете косвенные расходы делят на общепроизводственные (связанные с обслуживанием и управлением производством), общехозяйственные (управлением компанией в целом) или на расходы по обычным видам деятельности и иные расходы.

Для чего нужно разделение на прямые и косвенные затраты?

Согласно НК РФ налогоплательщикам, которые определяют расходы и доходы по методу начисления, необходимо классифицировать затраты на прямые и косвенные. Их состав во многом зависит от особенностей, специфики производства и технологических процессов. Правильное деление на разные виды является одной из мер налоговой оптимизации, ведь косвенные расходы в налоговом учете признаются затратами отчетного периода и не влияют на оценку незавершенного производства. Прямые расходы часто остаются неучтенными в процессе незавершенного производства и среди остатков нереализованной продукции. Следовательно, сумма косвенных расходов по налогу на прибыль увеличивается.

Поэтому выгоднее как можно больше расходов отнести именно к косвенным, но это деление обязательно должно быть экономически обоснованным. В то же время, если за отчетный период компания получит маленький доход или вообще не достигнет его, большое количество косвенных трат приведет к образованию убытка, и положительный экономический эффект от распределения расходов на разные виды не будет достигнут. Также классификация затрат необходима для их оптимального распределения, снижения налоговой нагрузки и создания грамотной правильной отчетности. Согласно п. 1 ст. 318 НК РФ компания может самостоятельно определить, какие расходы признавать прямыми (все остальные будут относиться к косвенным). Очень важно произвести правильную классификацию и закрепить выбранное правило в учетной политике организации.

Что относится к прямым расходам?

Раньше в гл. 25 НК РФ содержалась строгая регламентация прямых и косвенных расходов. Прямыми расходами считались материальные затраты на оплату труда сотрудников, участвующих в производстве или выполнении работ, амортизация по средствам, которые используются в производстве, и объем единого социального налога. Но с 1 января 2005 года действует ФЗ «О внесении изменений в главы 23 и 25 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты о налогах и сборах». Согласно ему каждое предприятие получает право самостоятельно определять прямые расходы, закрепив их перечень в учетной политике для целей налогообложения. То есть список прямых расходов в законодательных актах носит рекомендательный характер. Их относят к затратам текущего отчетного периода по мере реализации услуг и продукции:

  1. Материальные затраты на покупку сырья, материалов для производства, оказание услуг, если они являются их необходимым компонентом, а также приобретение комплектующих изделий, полуфабрикатов, подвергающихся дополнительной обработке.
  2. Зарплата сотрудников, которые участвуют в производственном процессе и выполнении работ, затраты на пенсионное страхование, обязательное социальное страхование в связи с материнством, по причине временной нетрудоспособности и т.д.
  3. Суммы постепенного перенесения стоимости основных средств на себестоимость продукции и услуг (амортизации), которые используют при производстве товаров или предоставлении услуг.

Совет: особенно внимательно отнестись к классификации расходов как методу оптимизации налогообложения нужно компаниям, у которых практикуется длинный производственный цикл и имеются большие остатки незавершенного производства.

Что относится к косвенным расходам?

До внесения изменений в гл. 25 НК РФ косвенные затраты не распределялись на выпущенную продукцию, уже оказанные услуги или выполненную работу, а списывались в состав расходов в тот отчетный период, когда были произведены. После внесения в январе 2005 года поправок в налоговое законодательство, в том числе с целью оптимизации исчисления расходов, косвенными затратами считаются ресурсы, потраченные с целью изготовления отдельных видов продукции. Их распределяют по месту возникновения и видам продукции.

Весь объем затрат, кроме прямых и внереализационных, которые налогоплательщик осуществляет в течение отчетного периода, относится к косвенным расходам. Перечень руководитель может утвердить сам и закрепить это в учетной политике организации. Они в полном объеме будут относиться к текущему отчетному периоду. Для снижения налоговой нагрузки к косвенным расходам часто относят:

  • зарплату руководителей цехов (если зарплата сотрудника не связана с реализацией товара и производством);
  • отпускные работников, занятых в производстве (если этот предусмотрено учетной политикой);
  • зарплату в период ремонта (при условии выполнения вспомогательной функции, к примеру, во время ремонтные работ, модернизации производства);
  • зарплату рабочих при оказании услуг сторонней компании (ведь их деятельность не связана с производством).

Транспортные расходы - это прямые или косвенные расходы?

Транспортные расходы на доставку покупных товаров до склада торговой организации, а также сырья и материалов считаются прямыми только в случае, если они не включены в цену товара и учитываются отдельно. Если компания производит или реализует товары разных видов с неодинаковыми расходами на доставку, нужно продумать, включать ли транспортные расходы в стоимость. Остальные виды транспортных затрат считаются косвенными – доставка до склада, магазина, где их приобретет покупатель, перевозка товаров между складами самой торговой организации после их оприходования. Если компания полностью признает транспортные расходы на доставку товара от склада первого поставщика до склада покупателя косвенными, у нее могут возникнуть противоречия с налоговой службой, поэтому в таком случае целесообразнее всю сумму транспортных расходов признать прямыми.

Сохраните статью в 2 клика:

Деятельность любой организации, которая работает в рамках рыночной экономики, независимо от ее формы и сферы, предусматривает получение доходов и осуществление прямых и косвенных затрат. Они являются одними из базовых значений для расчета показателей финансовых результатов работы компании. Правильное распределение расходов на прямые и косвенные даст возможность не только корректно вести отчетность, снизить налог на прибыль, но и оптимизировать работу организации в целом.

Вконтакте

Согласно пункту 134 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета (утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н), для учета операций по формированию себестоимости готовой продукции, выполняемых работ, оказываемых услуг применяется счет 10900 «Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг».

Согласно п. 138 Инструкции № 157н, группировка затрат по счетам осуществляется по видам расходов в разрезе групп затрат:

1. прямые затраты, напрямую относимые на себестоимость готовой продукции, работ, услуг;

2. накладные расходы производства готовой продукции, работ, услуг;

3. общехозяйственные расходы;

4. издержки обращения.

Согласно п. 58 Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений (утв. Приказом Минфина РФ от 16.12.2010 № 174н), далее – Инструкция № 174н, для формирования в денежном выражении информации о затратах на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг и хозяйственных операций, осуществляемых с ними, применяются следующие группы счетов:

010960000 «Себестоимость готовой продукции, работ, услуг»;

010970000 «Накладные расходы производства готовой продукции, работ, услуг»;

010980000 «Общехозяйственные расходы»;

010990000 «Издержки обращения».

Затраты учреждения при изготовлении готовой продукции, выполнении работ, оказании услуг делятся на прямые и накладные.

При изготовлении одного (единственного) вида готовой продукции, работ, услуг все затраты, непосредственно связанные с производством готовой продукции, выполнением работ, услуг, относятся к прямым затратам.

Если производится несколько видов продукции, работ, услуг, то тогда возникает необходимость использования счета 109.70 – накладные расходы. Т.е. это затраты, которые имеют отношение к нескольким видам выпускаемой продукции, работ, услуг, а поэтому не могут быть отнесены на конкретную продукцию. Примеры накладных расходов:

1) заработная плата начальника подразделения, выпускающего несколько видов продукции или оказывающего несколько видов услуг;

2) амортизация основного средства, которое используется для производства нескольких видов продукции и т.п.

Подробнее о накладных расходах можно прочитать в Порядке определения состава затрат на производство продукции оборонного назначения, поставляемой по государственному оборонному заказу, утвержденному приказом Министерства промышленности и энергетики РФ от 23.08.2006 №200.

В конце месяца эти затраты должны войти в себестоимость выпущенных продукции, работ, услуг (на счет 109.60) путем их распределения одним из выбранных методов, описанных ниже, которые учреждение должно закрепить в учетной политике.

Обратите внимание, что в учетной политике учреждения должно быть закреплено, какие расходы отнести на прямые, а какие на общехозяйственные.

Распределение накладных и общехозяйственных расходов

Распределение накладных расходов производится одним из способов:

  • пропорционально прямым затратам по оплате труда,
  • материальным затратам,
  • иным прямым затратам,
  • объему выручки от реализации продукции (работ, услуг),
  • иному показателю, характеризующему результаты деятельности учреждения.

Выбор способа калькулирования себестоимости единицы продукции (объема работы, услуги) и базы распределения накладных расходов между объектами калькулирования осуществляется учреждением самостоятельно или органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя таким образом, чтобы оптимизировать степень полезности учетных данных для целей управления при допустимом уровне трудоемкости учетных процедур (п. 134 Инструкции по применению Единого плана счетов, утв. приказом Минфина России 01.12.2010 № 157н).

Общехозяйственные расходы не связаны с производственным процессом - изготовлением продукции, выполнением работ или оказанием услуг, а имеют отношение к управлению учреждением в целом. Примерный перечень общехозяйственных затрат приведен в пункте 13 Порядка определения состава затрат на производство продукции оборонного назначения, поставляемой по государственному оборонному заказу, утвержденного приказом Министерства промышленности и энергетики РФ от 23.08.2006 № 200.

К общехозяйственным можно отнести, например, следующие затраты:

1) основная и дополнительная заработная плата управленческого персонала с отчислениями на социальные нужды;

2) амортизация;

3) расходы на содержание и ремонт зданий, сооружений, инвентаря и иного имущества общехозяйственного назначения;

4) расходы, связанные со служебными командировками;

5) расходы на содержание лабораторий общехозяйственного назначения и расходы, связанные с проводимыми в них испытаниями, исследованиями и опытами;

6) расходы на подготовку и переподготовку кадров и другие расходы общехозяйственного назначения.

Согласно п. 135 Инструкции № 157н общехозяйственные расходы учреждения, произведенные за отчетный период (месяц), согласно утвержденной учреждением учетной политике, распределяются на себестоимость реализованной готовой продукции, оказанных работ, услуг, а в части не распределяемых расходов - на увеличение расходов текущего финансового года.

В программе «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8» в плане счетов для учета затрат предусмотрены счета 109.61 «Себестоимость готовой продукции, работ, услуг», 109.71 «Накладные расходы», 109.81 «Общехозяйственные расходы».

В соответствии с требованиями Инструкции № 157н на счете 109.61 «Себестоимость готовой продукции, работ, услуг» ведется аналитический учет по объектам калькулирования себестоимости продукции, работ услуг (Субконто2 «Номенклатура» типа справочник «Номенклатура») и видам затрат (Субконто3 – «Виды затрат» типа справочник).

В соответствии с пунктом 60 Инструкции № 174н, на счете 109.61 накапливаются затраты, которые можно отнести к себестоимости конкретной услуги, работы или готовой продукции, т.е. такие затраты являются в бухгалтерском учете прямыми затратами, напрямую относимыми на себестоимость готовой продукции, работ, услуг.

Объектами расчета на счете 109.61 являются элементы справочника «Номенклатура».

Если учреждение оказывает только один вид услуг, например, образовательные услуги, то в справочник «Номенклатура» следует ввести соответствующий элемент и относить все расходы на него.

Если учреждение ведет несколько видов деятельности, то в справочник «Номенклатура» следует ввести соответствующие позиции.

На счет 109.61 на соответствующие элементы справочника «Номенклатура» следует относить только прямые затраты (заработная плата работников, которые оказывают только данную услугу, материалы и другие расходы, которые связаны только с данной услугой).

Согласно Инструкции № 157н и пунктам 60-62 Инструкции № 174н, на счета 109.71 «Накладные расходы», 109.81 «Общехозяйственные расходы» относятся затраты учреждения, которые нельзя напрямую отнести к определенной услуге, работе, готовой продукции. Поэтому в программе «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8» на счетах 109.71 «Накладные расходы», 109.81 «Общехозяйственные расходы» ведется аналитический учет только по видам затрат (Субконто2 «Виды затрат» типа справочник «Виды затрат»). Порядок распределения общепроизводственных и общехозяйственных затрат на себестоимость готовой продукции, работ, услуг устанавливается в учетной политике учреждения.

Для распределения общепроизводственных (109.71) и общехозяйственных затрат (109.81) на себестоимость готовой продукции, работ, услуг (109.61) в учетной политике учреждения на закладке Производство следует установить флаги «Распределять общепроизводственные затраты», «Распределять общехозяйственные затраты».

Если указанные флаги установлены, т.е. учетной политикой учреждения предусмотрено распределение общепроизводственных и общехозяйственных затрат, необходимо также задать базу распределения:

  • материальные затраты;
  • оплата труда;
  • выручка;
  • прямые затраты.

Какие расходы следует относить к прямым, какие к накладным, а какие к общехозяйственным, а также метод их распределения должны быть закреплены в Учетной политике учреждения.

Какие документы создают движения по счетам группы 10900?

1. Оприходование готовой продукции на склад оформляется документом «Выпуск продукции».

2. Поступление готовой продукции на склад в течение месяца отражается по плановой стоимости по факту готовности продукции, без учета фактических затрат. Документ формирует проводки:

3. Распределение общепроизводственных (109.71) и общехозяйственных затрат (109.81) на себестоимость готовой продукции, работ, услуг (109.61) производится регламентным документом «Закрытие производственных счетов» (меню «Материальные запасы – Учет производства – Закрытие производственных счетов»):

В результате распределения накладных и общехозяйственных затрат на себестоимость продукции, работ, услуг на счет 109.61 документом «Закрытие производственных счетов» счета 109.71 и 109.81 закрываются.

После проведения документа «Закрытие производственных счетов» на счете 109.61 может остаться остаток – это себестоимость услуг и работ и/или незавершенное производство.

4. Согласно пунктам 150, 152 Инструкции № 174н, начисление доходов от реализации работ, услуг, осуществляемых учреждением в рамках разрешенных согласно Уставу бюджетного учреждения видов деятельности, отражается на основании Актов приема-сдачи выполненных работ (Актов оказания услуг, Заказ-нарядов, иных первичных учетных документов, предусмотренных условиями договоров в рамках обычая делового оборота, подтверждающих фактическое исполнение бюджетным учреждением работ (услуг), Счета (Счета-фактуры); отнесение себестоимости выполненных бюджетным учреждением работ, оказанных услуг, на уменьшение финансового результата бюджетного учреждения от оказания платных услуг (работ) отражается на основании Справки (ф. 0504833) по дебету счета 240110130 «Доходы от оказания платных услуг» и кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 210960200 «Себестоимость готовой продукции, работ, услуг» (210960211 - 210960213, 210960221 - 210960226, 210960271, 210960272, 210960290).

Следовательно, себестоимость услуг и работ должна быть полностью списана на уменьшение финансового результата текущего периода, на счет 2.401.10.130. В программе для этого предусмотрен документ «Списание затрат по услугам».

Остатки накладных (109.71) и общехозяйственных (109.81) затрат должны быть списаны на счета 401.10 «Доходы текущего финансового года», 401.20 «Расходы текущего финансового года» документом «Списание затрат по услугам».

Какую часть накладных и общехозяйственных затрат списать на счет 401.10, а какую - на счет 401.20, определяет бухгалтер. Более правильно утвердить в Учетной политике, какие виды затрат относятся на расходы текущего периода (401.20). Остальные расходы должны быть списаны на счет 401.10.

Золотухина Анастасия,

Консультант Компании «АНТ-ХИЛЛ»

О грамотной экономии денег мы написали уже довольно много материалов, но решили пополнить «копилку» очередным материалом на эту же тему. В данной статье мы решили рассказать про разделение расходов на несколько групп, что может оказать положительное влияние на распределение бюджета.

В зависимости от важности расходов, их можно разделить на несколько групп, таким образом, распределяя приоритеты. Практически в каждой книге о бизнесе указывается, что люди должны научиться устанавливать приоритеты, чтобы выделять наиболее важное и устранять ненужное.

Три группы расходов

Теперь давайте рассмотрим три группы расходов, которые вы сможете составить:

1 группа.
В первую группу необходимо включить обязательные расходы, коммунальные услуги, услуги провайдеров интернета и телефона, продукты питания и т.д. Абсолютно все расходы, которые жизненно необходимы, должны быть указаны в первой группе.

2 группа.
Во второй группе должны находиться расходы, которые так же необходимо систематически осуществлять, но в то же время от них можно отказываться или снижать их. Самый простой пример – это сэкономить на пути до работы, отказавшись от маршрутки и пересев в трамвай или вовсе добраться до работы пешком.

3 группа.
В третьей группе указываются все расходы, которые небыли записаны в предыдущих группах. Сюда включаются практически бесполезные затраты, десятая пара обуви, дорогостоящий сотовый телефон и многое другое. В целом, эта группа содержит расходы, без которых вы сможете жить дальше.

При получении заработной платы, и решении о её распределении, используйте список первой группы. Выполнив все необходимые расходы, добавляйте некоторые затраты из второй группы, а оставшиеся деньги можно направить на использование третьей группы.

Не смотря на то, что третью группу можно вовсе исключить, делать этого не стоит, т.к. она добавляет положительные эмоции в нашу жизнь, а это источник энергии и желания продолжать трудиться.

Научитесь устанавливать приоритеты ещё до того, как начинается пожар.

Довольно часто, при составлении списка групп, люди включают в них сигареты, сладкое и прочие товары, к которым они испытывают привязанность. Их необходимо устранять, подумайте сами, что бы вы больше хотели, выкурить 7300 сигарет или получить 15 000 рублей?

А в год среднестатистический курильщик тратит именно такую сумму, при этом оказывая негативное влияние на свое здоровье. Если рассматривать любителей выпить, то ситуация ещё более сложная.