Соотношение бюджетного и финансового права на современном этапе. Налоговое и бюджетное право: разграничение предметов высшего профессионального образования

Место налогового права в системе российского права относится к числу дискуссионных вопросов. Как правило, ученые, занимающиеся исследованием иных отраслей права, придают налоговому праву самостоятельное значение. Например, М.И. Брагинский считает, что "налоговое право является самостоятельной отраслью права, поскольку имущественные отношения составляют предмет не только гражданского, но и налогового, бюджетного и ряда других отраслей права". Другие авторы (В.В. Витрянский, СЛ. Герасименко, С.Г. Пепеляев, Ю.А. Тихомиров и др.) не исключают возможности формирования налогового права в качестве самостоятельной правовой общности, поскольку налогоплательщик реализует себя как субъект публичных отношений в условиях отсутствия жесткой финансовой централизации, сосредоточения в руках налогоплательщиков значительных полномочий по расходованию налоговых средств. Дискуссия о самостоятельном характере налогового права в значительной степени обусловлена осуществленной в 1998 г. кодификацией налогового законодательства.

Весомым аргументом в споре о месте налогового права служит конституционно установленный принцип единства финансовой политики. Налоговая политика является частью финансовой политики, которая имеет по отношению к первой определяющее значение.

О вхождении налогового права в систему финансового свидетельствует частичное совпадение границ предмета правового регулирования. Предметом финансового права служат общественные отношения, складывающиеся в процессе образования, распределения и использования государственных (муниципальных) денежных фондов.

Предмет налогового права составляют общественные отношения, направленные на аккумулирование государственных (муниципальных) денежных "фондов и, таким образом, являющиеся частью предмета финансового права.

Нормы налогового права и его отдельные институты формируются на основе базовых институтов Общей части финансового права.

1. Налоговое и бюджетное право. В системе финансового права налоговое право занимает определенное место и взаимодействует с иными финансово-правовыми общностями. Наиболее тесно налоговое право соприкасается с бюджетным, что вызывает необходимость четкого разграничения этих категорий.

Вместе с тем, находясь в структуре финансового права, налоговое право соприкасается и взаимодействует с иными отраслями права.

2. Налоговое и конституционное право. Конституционное право занимает ведущее место в правовой системе, поскольку оно содержит основополагающие нормы других отраслей права. Конституционно-правовое регулирование налоговых отношений предопределено их публичной значимостью и государственно-властной природой. В правовом государстве любая внешняя активность публичного субъекта (государства) должна осуществляться исключительно на правовых основаниях и, следовательно, действовать в пределах, дозволенных Основным законом - Конституцией.

В российской правовой системе налоговые правоотношения приобрели конституционный статус только в 1993 г., т.е. после принятия всеобщим голосованием новой Конституции. Придание налоговым отношениям конституционного характера отразило не только потребности правоприменительной практики, но и уровень развития юридической мысли и правовой культуры российского общества.

3. Налоговое право и гражданское право. Налоговые правоотношения, будучи формой ограничения права частной собственности, тесно связаны с гражданско-правовым регулированием. Общим в налоговом и гражданском праве является предмет регулирования - имущественные отношения. Однако имущественные отношения разнообразны и образуют предмет не только налогового, но и ряда иных отраслей (подотраслей) права. Критерием разграничения гражданского и налогового права послужил метод правового регулирования, свойственный разным отраслям права.

В некоторых случаях налоговые отношения в силу прямого указания ГК регулируются гражданским законодательством. Например, ст.855 ГК определяет очередность списания денежных средств со счетов клиентов, в том числе и по платежным документам, предусматривающим платежи в бюджет и внебюджетные фонды. Следовательно, при возникновении противоречия между нормами налогового законодательства и ст.855 ГК применяются правила этой статьи. На основании ст.27 и 29 НК представительство в налоговых отношениях оформляется в соответствии с гражданским законодательством РФ.

Статьи 11 и 19 НК устанавливают правило, согласно которому институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства РФ, приводимые в НК, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если не предусмотрено иное.

Гражданские правоотношения приводят к последствиям, имеющим значение для налоговых отношений, поскольку объекты налогообложения образуются, как правило, в результате совершения гражданско-правовых сделок. Обязанность по уплате налога может быть реализована налогоплательщиком только после того, как у него появятся денежные средства, принадлежащие ему на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления. Согласно ст.38 НК юридическими фактами, с которыми налоговое право связывает возникновение налоговой обязанности, могут быть операции по реализации товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход и т.д. Следовательно, налоговые отношения возникают на основе фактических имущественных отношений, правовой формой которых выступают гражданские отношения.

Тесная связь налогового и гражданского права наблюдается в субъектном составе. Субъекты, уплачивающие налоги, должны обладать гражданской правоспособностью и дееспособностью.

4. Налоговое и административное право . Взаимосвязь налогового и административного права обусловлена исполнительно-распорядительной деятельностью государства. В механизм правового регулирования налоговых отношений включены органы исполнительной власти, реализующие государственно-властные полномочия. Налоговое право и административное право, будучи публичными отраслями, в качестве основного способа правового регулирования используют метод властных предписаний.

5. Налоговое и уголовное право . С одной стороны, одним из объектов уголовно-правовой охраны являются фискальные интересы государства, с другой - квалификация некоторых преступлений невозможна без обращения к нормам налогового права.

Таким образом, находясь в составе финансового права, налоговое право является составной частью единой системы российского права. Вместе с тем налоговое право имеет свои специфические особенности, предмет правового регулирования и особое сочетание методов воздействия на общественные отношения, что свидетельствует об относительной самостоятельности налогово-правовых норм.

"Финансовая газета. Региональный выпуск", N 9, 2000

В соответствии со ст.41 Бюджетного кодекса Российской Федерации доходы бюджетов образуются за счет налоговых и неналоговых видов доходов, а также за счет безвозмездных перечислений. При этом к налоговым доходам относятся предусмотренные налоговым законодательством федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также пени и штрафы.

Согласно ст.8 Налогового кодекса Российской Федерации под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства или муниципальных образований.

Практика показывает, что у участников налоговых и бюджетных правоотношений нет ясности, в каких случаях следует вести речь о налоговых доходах бюджетов, а в каких - о налогах, взимаемых с граждан и юридических лиц.

С правовой точки зрения очевидно, что в том случае, когда речь идет о налогах, существуют налоговые правоотношения, а если о доходе бюджета либо, конкретнее, о налоговом доходе, то здесь имеют место бюджетные правоотношения. Чтобы разъяснить вопрос с терминологией, необходимо уточнить, в каком месте кончаются налоговые правоотношения и начинаются правоотношения бюджетные.

В ст.2 Налогового кодекса Российской Федерации указано, что отношения, регулируемые законодательством о налогах и сборах, - это властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения, т.е. налоговые правоотношения, существующие до момента "взимания" налога.

Статья 1 Бюджетного кодекса Российской Федерации устанавливает, что к бюджетным правоотношениям относятся отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации и бюджетов государственных внебюджетных фондов, осуществления государственных и муниципальных заимствований, регулирования государственного и муниципального долга, а также отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе составления и рассмотрения проектов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, утверждения и исполнения бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, контроля за их исполнением. Таким образом, в данном случае бюджетные правоотношения существуют там, где можно говорить о формировании доходов бюджетов всех уровней, а также об их исполнении.

Спор о том, с какого момента налог считается уплаченным, имеет свою историю. Существует мнение, что налог можно считать уплаченным, с одной стороны, только с момента его зачисления в доход соответствующего бюджета, с другой - с момента списания денежных средств со счета налогоплательщика. Иначе говоря, между моментом списания денежных средств со счета плательщика налога или сбора до момента их поступления (зачисления) в доход федерального бюджета проходит определенное время. В соответствии с п.2 ст.45 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком с момента предъявления в банк поручения на уплату соответствующего налога при наличии достаточного денежного остатка на счете налогоплательщика. Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 12.10.1998 N 24-П было установлено, что обязанность юридического лица по уплате налога считается исполненной со дня списания кредитным учреждением платежа с расчетного счета налогоплательщика независимо от времени зачисления сумм на соответствующий счет по учету доходов бюджета.

Следовательно, можно считать установленным то, что налоговые отношения существуют до момента взимания налога, т.е. до момента отчуждения соответствующих денежных средств со счета налогоплательщика. Остается выяснить, что происходит в том случае, если денежные средства, будучи списанными со счета плательщика налога или сбора, не сразу попадают на счета по учету доходов соответствующего бюджета, а "замораживаются" на корреспондентском счете банка, обслуживающего счет плательщика.

На наш взгляд, обоснованна позиция, в соответствии с которой с того момента, как налогоплательщик предъявил в банк поручение на уплату налога, данный налог трансформируется в налоговый доход, и связанные с ним правоотношения будут предметом регулирования бюджетного права. Необходимо отметить, что в соответствии со ст.40 Бюджетного кодекса Российской Федерации налоговые доходы считаются уплаченными доходами соответствующего бюджета с момента, определяемого налоговым законодательством, и денежные средства считаются зачисленными в доход соответствующего бюджета с момента совершения Банком России или кредитной организацией операции по зачислению (учету) денежных средств на счет органа, исполняющего бюджет.

Итак, предмет регулирования налогового законодательства согласно налоговому законодательству заканчивается на моменте исполнения плательщиком обязанности по уплате налога, после чего начинают действовать нормы бюджетного права, которые отсылают нас опять к налоговому законодательству. В качестве выхода из положения можно рассматривать нормы ст.24 Налогового кодекса Российской Федерации, которая содержит определение налогового агента. В качестве налогового агента, т.е. исполняющего обязанности по правильному перечислению в соответствующий бюджет налогов, в данном случае может выступать банк, обслуживающий счет налогоплательщика. Налоговые органы, имея достаточные полномочия, могут осуществлять проверки в отношении налогового агента и применять к нему установленные законом санкции.

Необходимо оговориться, что здесь речь идет уже не о налогах, а о налоговых доходах, пока не зачисленных в доход бюджета, и нормы налогового законодательства применяются лишь постольку, поскольку на это прямо указано в Бюджетном кодексе Российской Федерации. При этом Бюджетный кодекс вводит новую категорию "уплаченные доходы", которая является конечным пунктом трансформации денежных средств, уплачиваемых налогоплательщиком. Уплаченные доходы - это те доходы бюджетов, которые зачислены на счета органа, исполняющего бюджет. Для федерального бюджета, это, например, счета по учету доходов федерального бюджета, открытые органам федерального казначейства.

Нельзя не отметить тот факт, что органы федерального казначейства, как и налоговые органы, наделены полномочиями по контролю за своевременностью перечисления сумм неуплаченных доходов федерального бюджета. Указом Президента Российской Федерации от 08.12.1992 N 1556 "О федеральном казначействе" и Положением о федеральном казначействе Российской Федерации, утвержденным Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 27.08.1993 N 864, установлено, что органы федерального казначейства вправе налагать на банки или иные кредитные учреждения штраф в случаях несвоевременного исполнения ими платежных документов на перечисление и зачисление средств в доход федерального бюджета и вносить в Центральный банк Российской Федерации представления о лишении соответствующих банков и иных финансово - кредитных учреждений лицензий на совершение банковских операций.

Существует ряд проблем, одна из которых заключается в том, что в установленном ст.26 Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 (в редакции Федерального закона от 03.02.1996 N 17-ФЗ) "О банках и банковской деятельности" перечне органов, которые вправе требовать справки по операциям и счетам юридических лиц и граждан, отсутствуют органы федерального казначейства. Банки, ссылаясь на норму Закона о банковской тайне, препятствуют проведению органами федерального казначейства проверок своевременности перечисления средств федерального бюджета. Вторая проблема возникла в связи с тем, что органы федерального казначейства, налагая на банки штраф в соответствии с указанными выше полномочиями, дублировали действия налоговых органов, которые за несвоевременное перечисление средств в доход федерального бюджета налагали пеню в размере и порядке, установленном налоговым законодательством. Высший Арбитражный Суд разрешил спор таким образом, что наложение одновременно обеих санкций является наказанием за одно и то же нарушение и противоречит Конституции Российской Федерации.

Помимо территориальных органов Министерства Российской Федерации по налогам и сборам и органов федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации контроль за своевременным перечислением доходов бюджетов с момента их списания со счета плательщика налога или сбора обязан в рамках своих полномочий осуществлять Центральный банк Российской Федерации. При этом действующее банковское законодательство при установлении сроков совершения банковских операций не делает различия между доходами бюджетов, подлежащими зачислению на счета органов, исполняющих бюджет, и иными платежами, совершаемыми кредитными организациями по поручениям клиентов.

Итак, можно повторить следующее: налоговые правоотношения прекращаются с момента списания денежных средств со счета налогоплательщика, но в силу прямого указания закона дальнейшие правоотношения по перечислению и зачислению на счета соответствующего бюджета налогового дохода также регулируются нормами налогового законодательства. Важнейшим органом, осуществляющим контроль за прохождением доходов бюджета с момента их списания со счета плательщика налога или сбора до зачисления на счета по учету доходов соответствующего бюджета, является Министерство Российской Федерации по налогам и сборам и его территориальные органы. При этом должны использоваться предусмотренные налоговым законодательством полномочия налоговых органов в отношении налогового агента. Органы федерального казначейства и учреждения Банка России в силу своей компетенции также осуществляют контроль на данном этапе формирования доходов бюджета, но приоритет остается согласно прямому указанию закона за налоговыми органами.

отдела развития системы

федерального казначейства

Между финансовой и банковской отраслью права есть довольно большая разница, которая становится еще более ощутимой при более детальном анализе каждой из них. Главным различием банковского и финансового права является предмет и метод правового регулирования в этих институциях.

Разница между банковским и финансовым правом

В качестве предмета правового регулирования банковское право выделило денежно-кредитную систему и то, как в ней функционируют Банк России и другие кредитные организации. Финансовое бюджетное право больше внимания концентрирует на финансовых государственных и муниципальных органах, а также предметом данной дисциплины являются российские финансовые системы.

Финансовая деятельность выполняет распределительную, контрольную и стимулирующую функции касаемо распределения общественного продукта и национального дохода (при этом регулирование имеет денежную форму). Эти процессы тесно связаны с нормами финансового права, которые широко применяются для регулирования отношений во время выполнения всех вышеперечисленных функций.

Структура финансовой правовой системы

Замечание 1

Денежные доходы и расходы, формирование отдельных субъектов финансового рынка, отрасли и секторы государственного хозяйства – все это тесно связано с финансовой правовой системой.

Центральное место во всей этой структуре занимают именно финансы, которые принадлежат непосредственно государству. В свою очередь, государственные финансы (по большей части) состоят из госбюджета – денежные доходы и расходы государства, которые были подтверждены в росписях и других документах. Большая часть госбюджета формируется на основе налоговых платежей предпринимательств и населения, а главным источником считается именно рыночная экономика.

Современную финансовую систему формируют государственная и негосударственная финансовые подотрасли. К негосударственной финансовой системе можно отнести финансы домашних хозяйств, личные финансы, а также те средства, которыми располагают коммерческие и некоммерческие организации. Источником создания данных ресурсов является производительный труд населения и рынка без прямого влияния со стороны государства. Функционирование государственной системы обеспечивается за счет способов перераспределения финансов с помощью принятия и исполнения соответствующих волевых законов.

Определение 1

Муниципальная финансовая система – структурная часть правового регулирования, которая не является частью ни государственной, ни рыночной экономической систем.

Подсистемы финансового права

Отметим, что финансовая система сформирована на основе совокупности трех единых видов подсистем:

  • государственной;
  • муниципальной;
  • негосударственной.

Налоговое право занимается непосредственным регулированием отношений, которые имеют прямую связь с отношениями бюджетного права. У налогового права присутствуют собственные предмет и способ регулирования правовых норм – регулировать налоговые отношения с помощью такого инструмента, как властный приказ. Статья 2 ПК РФ определяет все отношения, которые подпадают под регулирование налогового права. Также данный раздел характеризует форму отношений, которые возникают во время установления, введения и взимания налоговых сборов в РФ. Отношения также контролируют налоговый контроль, акты налоговых органов, действия должностных лиц, а также привлечение субъектов к ответственности в случае налоговых правонарушений.

Еще одной отличительной особенностью налогового права, в сравнении с банковским, является форма регулирования финансовых систем. Банковское право регулирует деятельность между кредитными организациями и Банком России. А налоговое право занимается отношениями касаемо взимания налогов и сборов между кредитными организациями и государством.

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Банковское право и финансовое (бюджетное) право

Банковское право и финансовое (бюджетное) право – это различные отрасли права. Банковское право и финансовое право различаются по предмету и методу правового регулирования.

Предмет правового регулирования банковского права обусловлен функционированием Банка России и кредитных организаций в денежно-кредитной системе. В отличие от этого, предмет финансового права обусловлен функционированием финансовых органов в государственной и муниципальной финансовых системах.

Нормы финансового права всегда связаны с регулированием отношений по поводу выполняемых в процессе финансовой деятельности государства распределительной, контрольной и стимулирующей функций при распределении общественного продукта и национального дохода в денежной форме .

"К финансам относится сфера формирования денежных доходов и расходов отдельных субъектов рынка, отраслей, секторов хозяйства, государства. Центральную часть всей системы финансов любой страны составляют государственные финансы. В самих государственных финансах главное место занимает госбюджет – роспись денежных доходов и расходов государства. Доходы госбюджетов стран с рыночной экономикой в преобладающей части формируются из налоговых платежей предпринимательства и населения (юридических и физических лиц)" .

Финансовая система включает государственную финансовую систему и негосударственную финансовую систему. Негосударственная финансовая система состоит из финансов домашних хозяйств, личных финансов, финансов коммерческих и некоммерческих организаций. Эти финансы создаются производительным трудом населения и рынком. Государство не имеет к ним никакого отношения. Наоборот, государственная финансовая система создается за счет перераспределения финансов. Но перераспределение происходит не рыночным, а волевым путем (принятием и исполнением соответствующих законов).

Муниципальная финансовая система не является государственной системой, но она и не рыночная.

В финансовом (бюджетном) праве используется тот же метод правового регулирования, что и в административном праве.

Банковское право и налоговое право

Финансовая система состоит из трех частей: государственной, муниципальной и негосударственной . Это три подсистемы финансовой системы общества. Между ними существует неразрывное единство. Отношения, регулируемые налоговым правом, тесно связаны с теми отношениями, которые регулируются бюджетным правом.

Налоговое право является правом публичным. У него свой предмет и метод правового регулирования. Оно регулирует налоговые отношения методом властного приказа.

В ч. 2 ст. 2 ПК РФ определены отношения, которые регулирует налоговое право: "Законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения".

В отличие от банковского права, которое регулирует банковскую систему и банковскую деятельность во взаимоотношениях кредитных организаций и Банка России, налоговое право регулирует отношения между кредитными организациями и государством по поводу взимания налогов и сборов.

Место налогового права в системе российского права отно-сится к числу дискуссионных вопросов.

Как правило, ученые, занимающиеся исследованием иных отраслей права, придают налоговому праву самостоятельное значение. Например, М. И. Брагинский считает, что «налоговое право является самостоятельной отраслью права, поскольку имущественные отношения составляют предмет не только граж-данского, но и налогового, бюджетного и ряда других отраслей права».

Другие авторы не исключают возможности формирова-ния налогового права в качестве самостоятельной правовой общности, поскольку налогоплательщик реализует себя как субъект публичных отношений в условиях отсутствия жесткой финансовой централизации, сосредоточения в руках налогопла-тельщиков значительных полномочий по расходованию налого-вых средств. Дискуссия о самостоятельном характере налогово-го права в значительной степени была обусловлена осуществ-ленной в 1998 г. кодификацией налогового законодательства.

Большинство ученых, исследующих вопросы финансового права, придерживаются мнения о встренности налогового права в систему финансового права. В период неразвитости ры-ночных отношений и законодательного приоритета публичной собственности налоговое право считалось не более чем состав-ной частью в правовом институте государственных доходов. Переход к рыночным формам хозяйствования, признание ра-венства всех форм собственности и, следовательно, возникшая необходимость законодательной модели сочетания частных и публичных интересов обусловили рост нормативных правовых актов, регулирующих налоговые механизмы. В результате ак-тивного развития налогового права оно стало характеризовать-ся по отношению к финансовому праву Российской Федерации как его подотрасль.

Весомым аргументом в споре о месте налогового права слу-жит конституционно установленный принцип единства финан-совой политики. Налоговая политика является частью финан-совой политики, которая имеет по отношению к первой опре-деляющее значение.

О вхождении налогового права в систему финансового свиде-тельствует и частичное совпадение границ предмета правового регулирования. Предметом финансового права являются обще-ственные отношения, складывающиеся в процессе образования, распределения и использования государственных (муниципаль-ных) денежных фондов. Предмет налогового права составляют общественные отношения, направленные на аккумулирование государственных (муниципальных) денежных фондов и, таким образом, являющиеся частью предмета финансового права.

Система налогов и сборов органично встроена в финансо-вую систему государства, что предполагает общие подходы к теоретическому осмыслению и законодательному регулирова-нию. Несмотря на то что в российской системе права финансо-вое право относится к некодифицированным отраслям, по-скольку отсутствует единый системообразующий нормативный акт, действующее финансовое законодательство позволяет го-ворить о сформировавшихся группах общих правовых норм, непосредственно влияющих и на налоговые отношения. Нормы налогового права и его отдельные институты формируются на основе базовых институтов Общей части финансового права.


В системе финансового права налоговое право занимает оп-ределенное место и взаимодействует с иными финансово-пра-вовыми общностями. Наиболее тесно налоговое право сопри-касается с бюджетным, что вызывает необходимость четкого разграничения этих категорий.

Действительно, образование бюджетов всех уровней и госу-дарственных внебюджетных фондов в большей степени осуще-ствляется на основе норм налогового права и норм иных ин-ститутов финансового права, регулирующих государственные доходы. Однако сказанное не означает включение налогового права в систему бюджетного права. Наличие налогового права только предопределено, «учреждено» бюджетным правом в ка-честве института доходов бюджетов всех уровней.

Отношения же, складывающиеся в процессе установления и взимания на-логов, проведения налогового контроля, привлечения к ответ-ственности за нарушения налогового законодательства и т. п., не составляют предмета бюджетного права. Предмет налогового права только частично совпадает с границами бюджетно-правового регулирования. Следует согласиться, что основой разгра-ничения налогового и бюджетного права может служить уста-новление момента исполнения налоговой обязанности, кото-рый позволяет считать завершенным процесс уплаты налога. За рамками налоговых изъятий движение финансовых средств ре-гулируется бюджетным правом.

Приведенные аргументы обосновывают нецелесообразность выделения в составе правоотношений, образующих предмет финансового права, в качестве самостоятельных элементов от-ношений, возникающих по поводу установления, введения и взимания налогов в доход государства (муниципального обра-зования), осуществления налогового контроля и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения. Использование законодателем в качестве приема юридической техники кодификации налогового законодательства не означает расширение предмета налогово-правового регулирования и приобретение налоговым правом необходимых атрибутов само-стоятельности.

Вместе с тем, находясь в структуре финансового права, на-логовое право соприкасается и взаимодействует с иными отраслями права.

Налоговое и конституционное право . Конституционное право занимает ведущее место в правовой системе, которое определя-ется тем, что конституционное право содержит основополагаю-щие нормы других отраслей права. Конституционно-правовое регулирование налоговых отношений предопределено их пуб-личной значимостью и государственно-властной природой. В правовом государстве любая внешняя активность публичного субъекта (государства) должна осуществляться исключительно на правовых основаниях и, следовательно, действовать в преде-лах, дозволенных основным законом — конституцией.

В российской правовой системе налоговые правоотношения приобрели конституционный статус только в 1993 г., т. е. после принятия всеобщим голосованием новой Конституции РФ. Придание налоговым отношениям конституционного характера отразило не только потребности правоприменительной практи-ки, но и уровень развития юридической мысли и правовой культуры российского общества.

Примечательно, что нормы Конституции РФ не только за-крепили всеобщую обязанность уплачивать законно установ-ленные налоги и сборы (ст. 57), но и предусмотрели систему правовых гарантий, обеспечивающих компромисс между со-блюдением прав налогоплательщиков и фискальных интересов государства. Поскольку налогообложение ограничивает права частных субъектов по распоряжению своей собственностью, то нормы налогового права должны соответствовать конституци-онно значимым целям ограничения прав личности и законода-тельной форме введения таких ограничений.

Конституционное право оказывает влияние на налоговое право посредством специфического метода — установления общих правовых принципов. Конституционное признание за налогами характера допустимого ограничения прав и свобод позволило выявить и зафиксировать в отраслевом законодательстве такие основные принципы налогообложения, как формальная определенность, соразмерность, справедливость и т. д.

Дальнейшее развитие нормы Конституции РФ получили в постановлениях Конституционного Суда РФ, а затем в НК РФ. Конституционному Суду РФ принадлежит важная роль в механизме взаимодействия конституционного и налого-вого права, практика деятельности которого выработала цен-ные правовые позиции по вопросам налогообложения. Осно-ванные на Конституции РФ правовые позиции Конституцион-ного Суда РФ послужили основой для формирования идеологии действующего НК РФ.

В частности, впервые были сформулированы Конституционным Судом РФ и затем зафик-сированы НК РФ понятие налога (ст. 8), состав законодатель-ства о налогах и сборах (ст. 1), состав нормативных правовых актов органов исполнительной власти о налогах и сборах (ст. 4), основные начала законодательства о налогах и сборах (ст. 3), механизм и момент исполнения обязанности по уплате налога (ст. 45), общие положения об ответственности за со-вершение налоговых правонарушений (гл. 15), виды налоговых правонарушений (гл. 16) и т. д.

Нормы Конституции РФ и правоприменительная деятель-ность Конституционного Суда РФ послужили в начале 90-х гг. основой реформирования налогового законодательства. Мно-гие действующие нормы НК РФ представляют собой конкрет-ные проявления норм Конституции РФ, развитие их сущности.

Налоговое право и гражданское право. Налоговые правоотно-шения, будучи формой ограничения права частной собственно-сти, тесно связаны с гражданско-правовым регулированием. Общим в налоговом и гражданском праве является предмет ре-гулирования — имущественные отношения. Однако имущест-венные отношения разнообразны и образуют предмет не только налогового, но и ряда иных отраслей (подотраслей) права. Кри-терием разграничения гражданского и налогового права послу-жил метод правового регулирования, свойственный разным от-раслям права.

В соответствии со ст. 2 ГК РФ не относятся к числу граж-данских имущественные отношения, регулируемые налоговым, финансовым и административным законодательством, основанные на властном подчинении, если иное не предусмотрено законодательством. Данное правило, устанавливающее приори-тет налоговых норм над гражданскими, не является новым в российской юридической практике.

В совместном постановле-нии Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбит-ражного Суда РФ от 1 июля 1996 г. № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» обращалось внимание, что «в случаях, когда разрешаемый судом спор вытекает из налоговых или других финансовых и административных правоотношений, следует учитывать, что гражданское законодательство может быть применено к указанным правоотношениям только при условии, что это предусмотрено законодательством».

В некоторых случаях налоговые отношения в силу прямого указания ГК РФ регулируются гражданским законодательст-вом. Например, ст. 855 ГК РФ определяет очередность списа-ния денежных средств со счетов клиентов, в том числе и по платежным документам, предусматривающим платежи в бюд-жет и во внебюджетные фонды. Следовательно, при возникно-вении противоречия норм налогового законодательства и ст. 855 ГК РФ применяются правила этой статьи. На основании ст. 27 и 29 НК РФ представительство в налоговых отношениях оформляется в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.

Статьи 11 и 19 НК РФ устанавливают правило, согласно ко-торому институты, понятия и термины гражданского, семейно-го и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в НК РФ, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если не предусмотрено иное.

Гражданские правоотношения влекут последствия, имею-щие значение для налоговых отношений, поскольку объекты налогообложения образуются, как правило, в результате совер-шения гражданско-правовых сделок. Обязанность по уплате налога может быть реализована налогоплательщиком только после того, как у него появятся денежные средства, принадле-жащие ему на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления. Согласно ст. 38 НК РФ юридическими фактами, с которыми налоговое право связывает возникновение налоговой обязанности, могут быть операции по реализации товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход и т, д. Следовательно, налоговые отношения возникают на ос-нове фактических имущественных отношений, правовой фор-мой которых выступают гражданские отношения.

Вместе с тем налоговые имущественные отношения сущест-венно отличаются от имущественных гражданских. В частно-сти, одним из критериев, показывающих принципиальное раз-личие названных отраслей законодательства, является сущность денег. В гражданских правоотношениях деньги проявляют свою сущность в качестве всеобщего эквивалента — универсального средства платежа — и предназначены для встречного удовле-творения взаимных интересов субъектов гражданского правд.

В налоговых отношениях деньги проявляют совершенно иную сущность, поскольку являются объектом правового регулирова-ния. В границах налоговых отношений деньги не предназначе-ны для взаимного удовлетворения имущественных интересов субъектов, а выступают только в качестве материального объек-та, относительно которого реализуется фискальный суверени-тет государства и посредством которого формируется часть до-ходов государственной (муниципальной) казны.

Тесная связь налогового и гражданского права наблюдается в субъектном составе. Субъекты, уплачивающие налоги, долж-ны обладать гражданской правоспособностью и дееспособно-стью.

Объединяющим элементом гражданских и налоговых отно-шений выступает гражданское судопроизводство, поскольку от-ветственность за нарушение налогового законодательства реа-лизуется, как и гражданско-правовая ответственность, в рамках правовых норм гражданского или арбитражного процесса.

В отдельных случаях за нарушение налогового законодатель-ства возможно применение мер гражданско-правовой ответст-венности. Например, по договору предоставления налогового кредита (ст. 65 НК РФ) ответственность сторон может устанав-ливаться в виде неустойки (штрафа, пени), уплачиваемой нало-гоплательщиком уполномоченному государственному органу в случае просрочки погашения задолженности и (или) уплаты процентов за пользование налоговым кредитом. Относительно договора налогового кредита пеня и штраф регулируются не нормами ст. 75 и 122 НК РФ, а нормами гл. 23 ГК РФ. Соглас-но ст. 15 и 16 ГК РФ гражданско-правовая ответственность применяется в результате предъявления физическими лицами или организациями требований к налоговым органам о возме-щении убытков вследствие необоснованного взимания эконо-мических (финансовых) санкций.

Соотношение налогового и гражданского законодательства проявляется и в способах обеспечения исполнения налоговой обязанности. Так, на основании п. 5 ст. 64 НК РФ в качестве обеспечения договора налогового кредита уполномоченный ор-ган вправе потребовать от налогоплательщика документы об имуществе, которое является предметом залога, либо поручи-тельство; согласно ст. 72 НК РФ исполнение обязанности по уплате налогов и сборов в числе прочих способов может обес-печиваться залогом имущества, поручительством и пеней. На-званные способы традиционно применяются в гражданском обороте и регулируются гражданским правом.

После введения в действие НК РФ отношения по обеспечению исполнения нало-говой обязанности вошли в круг отношений, регулируемых на-логовым правом. Тем самым в российской правовой системе возникли отношения, имеющие императивный характер и од-новременно подпадающие под сферы действия налогового и гражданского законодательства, а вступающие в эти отношения субъекты одновременно становятся субъектами двух названных отраслей законодательства. Сложившаяся ситуация не является коллизией права, а, напротив, подобный отраслевой дуализм позволяет максимально полно учитывать соотношение частных и публичных интересов при формировании доходной части го-сударственных или муниципальных бюджетов.

Значительная обусловленность налогового права граждан-скими правоотношениями обусловливает необходимость ис-пользования названными правовыми общностями единой (или, по крайней мере, непротиворечивой) терминологии. К сожале-нию, в некоторых случаях нормы налогового права либо проти-воречат гражданскому законодательству, либо вводят новые ка-тегории, не согласующиеся с гражданско-правовыми отноше-ниями. Если ГК РФ не предусматривает такого правового статуса субъектов, это вызывает серьезные трудности в право-применительной деятельности. Фиксирование в налоговом законодательстве терминов, не имеющих первоосновы в граждан-ском обороте или противоречащих ему, а также установление налоговых прав и обязанностей в отрыве от юридических по-следствий гражданско-правовых сделок вынуждают налогопла-тельщиков нарушать нормы гражданского права в целях недо-пущения нарушений налогового.

Налоговое и административное право. Взаимосвязь налогово-го и административного права обусловлена исполнительно-рас-порядительной деятельностью государства. В механизм право-вого регулирования налоговых отношений включены органы исполнительной власти, реализующие государственно-властные полномочия.

Налоговое и административное право, являясь публичными отраслями, в качестве основного способа правового регулиро-вания используют метод властных предписаний.

Вместе с тем не следует отождествлять сферы действия и предметы регулирования административного и налогового пра-ва. Административное право обеспечивает публичные интересы и реализацию государственных функций и задач; налоговое право предназначено для урегулирования конфликтности пуб-личных и частных имущественных интересов. Областью адми-нистративно-правового регулирования являются управленче-ские отношения, возникающие в процессе функционирования органов исполнительной власти; налоговое право регулирует имущественные и связанные с ними неимущественные отно-шения, направленные на аккумулирование налоговых платежей в доход государства.

Налоговое право проявляет взаимосвязи с уголовным правом. С одной стороны, одним из объектов уголовно-правовой охра-ны являются фискальные интересы государства. В то же время квалификация некоторых преступлений невозможна без обра-щения к нормам налогового права.

Таким образом, находясь в составе финансового права, на-логовое право является составной частью единой системы рос-сийского права. Вместе с тем налоговое право имеет свои спе-цифические особенности, предмет правового регулирования и особое сочетание методов воздействия на общественные отно-шения, что свидетельствует об относительной самостоятельно-сти налогово-правовых норм.