Экономическая Александра III - Россия, Russia. Новые тенденции в развитии сельского хозяйства Внутренняя политика александра 3 экономика

Основные направления развития экономики:

  1. Развитие отечественной промышленности и капиталистических начал в организации производства.
  2. Назначение на ключевые экономические должности профессионалов своего дела - Н. X. Бунге, И. А. Вышнеградского, С. Ю. Витте.
  3. Совершенствование сбора налогов, развитие железнодорожного строительства.
Основные направления деятельности в области промышленного производства.

В мае 1881 г. пост министра финансов занял видный ученый-экономист Н. X. Бунге. Он был сторонником ускорения экономического развития, но выступал против прямого финансирования промышленности государством. Главную задачу правительства Бунге видел в издании и выполнении благоприятных для развития экономики законов.

На первое место он ставил реформирование системы сбора налогов . Бунге выступил за ослабление налогового обложения крестьян, провел снижение выкупных платежей и начал постепенную отмену подушной подати.


Бунге вводил косвенные налоги и налоги с доходов. Были установлены акцизные сборы на водку, табак, сахар, нефть; облагались новыми налогами городские дома, торговля, промыслы, доходы от денежных капиталов; повышались таможенные пошлины на товары, ввозимые из-за границы. Только с 1882 по 1885 г. пошлины выросли более чем на 30%.

Правительство помогло росту российской промышленности, исходя также из потребностей укрепления военной мощи. Одновременно оно осуществило значительное сокращение армии, что приносило дополнительно 23 млн рублей в год.

После ухода в 1887 году Н. X. Бунге в отставку его кресло занял профессор И. А. Вышнеградский, крупный изобретатель и удачливый финансист. Своей главной задачей он считал быстрое улучшение состояния денежного обращения в стране. С этой целью Министерство финансов накапливало большие запасы денег, а затем принимало широкое участие в сделках на зарубежных биржах. В результате покупательная возможность рубля повысилась.

В таможенной политике правительство стало с новой энергией двигаться по пути увеличения пошлин, достигших при Вышнеградском своей высшей точки. В 1891 г. был учрежден новый таможенный тариф. Если в предыдущий период повышенными сборами облагалось в основном ввозимое в Россию сырье, то теперь они стали налагаться и на продукцию машиностроения.

Вышнеградский более энергично, чем Бунге, выступал за непосредственное участие государства в хозяйственной деятельности и особенно в создании благоприятных условий для частного предпринимательства. Кроме того, экономическая программа Вышнеградского предусматривала привлечение в Россию иностранных капиталов, пересмотр оплаты железнодорожных перевозок, введение винной монополии. Некоторые из этих мер были претворены в жизнь его преемником на посту министра финансов.

В 1892 г. министром финансов был назначен С. Ю. Витте. Он разработал экономическую программу, в которой продолжил дело своих предшественников. Эта программа предусматривала:

Проведение жесткой налоговой политики, увеличение косвенных налогов, введение государственной монополии на производство и продажу водки;

Дальнейшее увеличение таможенных пошлин, призванное оградить развивающуюся русскую промышленность от иностранной конкуренции;

Денежную реформу с целью укрепления рубля, введение его свободного обмена на золото;

Широкое привлечение в страну иностранного капитала.

Большую часть этой одобренной Александром III программы Витте претворил в жизнь уже после его смерти.

90-е годы стали периодом небывалого взлета русской промышленности. За десятилетие промышленное производство в стране удвоилось, а выпуск продукции тяжелой промышленности увеличился в 3 раза. Особенно быстро развивались отрасли народного хозяйства, связанные с новыми видами топлива - углем и нефтью. В Донецком бассейне, где до 1887 г. было лишь 2 металлургических завода, к концу 90-х гг. действовало уже 17. Причем только 2 из них были построены отечественными предпринимателями. Все остальные принадлежали целиком или частично иностранцам - бельгийцам, французам, англичанам.

Приток денег из-за рубежа особенно возрос после успешного завершения в 1897 г. денежной реформы, обеспечившей устойчивость рубля. Повышение таможенных сборов также сделало более выгодным для иностранных предпринимателей не ввоз промышленных товаров, а их производство в самой России.

С 90-х гг. бурный рост переживала сосредоточенная на Кавказе нефтяная промышленность.

Все предприятия, созданные в 90-х гг., прежде всего в паровозо- и вагоностроительной, рельсовой, медепрокат- ной, цементной, резиновой промышленности, являлись предприятиями «новой формации». На них использовалась передовая техника, внедрялись новейшие формы крупного производства. При дешевизне рабочей силы и богатстве природных ресурсов в России это стало основным источником сверхвысоких доходов предпринимателей.

На заграничных рынках акции новых русских гигантов, приносившие огромные прибыли, ценились очень высоко.

В 1893 г. после нескольких лет относительного затишья начался новый, еще более мощный подъем железнодорожного строительства. Увеличение длины железных дорог составляло в среднем свыше 2,7 тыс. км в год. Началось строительство Транссибирской железнодорожной магистрали из Европы к берегам Тихого океана. В то же время правительство активно скупало частные железные дороги, создавая единую транспортную сеть страны.

Сельское хозяйство.

Сельское хозяйство развивалось вне государственного контроля и было лишено государственной поддержки. Тем не менее и здесь возникло немало нового.

Обнищание крестьян за ставляло помещиков переходить к использованию собственного инвентаря и найму вольных работников. По-новому организовывали обработку своих земель помещики прибалтийских, западных, юго- западных, южных частей страны, а также Петербургской, Московской, Ярославской и Саратовской губерний. В то же время помещичьи земли центрально-черноземных и средневолжских губерний, а также земли большинства губерний нечерноземной полосы по-прежнему возделывали крестьяне со своим скотом и инвентарем в качестве платы за арендуемые у помещиков наделы (обработки).

В 80-х гг. заметно увеличилась специализация сельского хозяйства по отдельным районам. Польские и прибалтийские губернии, а также Псковская и Петербургская перешли на выращивание технических культур и производство молока. Центр зернового хозяйства переместился в степные районы Украины, Юго-Востока и Нижнее Поволжье. В некоторых районах Рязанской, Орловской, Тульской и Нижегородской губерний получило развитие животноводство.

В целом по стране преобладающим было зерновое хозяйство. Причем около 36% пахотной земли находилось под посевами ржи, 18% - овса, 17% - пшеницы, 7% - ячменя. Росли посевные площади. За 30 лет после реформы 1861 г. они увеличились на 25%. Почти на 30% возрос общий сбор хлебов.

Тем не менее урожайность повышалась очень медленно.

Главной причиной этого было то, что подавляющая часть крестьян обрабатывала поля старыми способами, т. е. сохой и деревянной бороной, не внося достаточного количества удобрений.

В этих условиях серьезные погодные неурядицы - засуха, похолодание, продолжительные дожди - могли привести к страшным последствиям. Так, в 1891 - 1892 гг. Россия пережила голод, вследствие которого умерло свыше 600 тыс. человек.

Активная экономическая политика правительства Александра III позволила значительно укрепить финансы страны, дала новый толчок росту промышленности. При этом развитию сельского хозяйства мешали крепостнические пережитки и техническая отсталость.

Экономическая политика Александра III была направлена на решение двух важнейших задач: ускорение хозяйственного развития страны и поддержка и укрепление позиций дворянства. В решение первой задачи глава Министерства финансов Н. X. Бунге ориентировался на расширение внутреннего рынка, одновременный подъем сельского хозяйства и промышленности и упрочение положения средних слоев населения. При этом он выступал за разработку налогового законодательства, благоприятствующего развитию промышленности" и сельского хозяйства, и против государственного финансирования промышленности.

9 мая 1881 г. был принят закон о снижении размеров выкупных платежей и списании недоимок по ним за предыдущие годы. А 12 декабря 1881 г. был обнародован указ о переводе всех временнообязанных крестьян на обязательный выкуп к 1 января 1883 г. В 1886 г. все государственные крестьяне были переведены на выкупные платежи. Убытки, понесенные казной, призвано было покрыть повышением земельного налога в 1,5 раза, налога на городскую недвижимость, а также ставок акцизных сборов на табак, спирт и сахар.

Постепенная отмена подушной подати (1882-1886) сопровождалась развитием других форм налогообложения: увеличились доходы от денежных вкладов, возросли акцизы, было преобразовано торгово-промышленное налогообложение, Почти вдвое повышены таможенные пошлины.

Обременительной для бюджета страны была система государственных гарантий доходов частных железных дорог. При Н. X. Бунге вводится контроль над железнодорожным хозяйством и начинается выкуп государством частных и финансирование строительства казенных железных дорог.

В 1883 г. возобновляется создание акционерных частных банков. В 1885 г. создается Дворянский земельный банк, призванный поддержать помещичье землевладение (против его создания выступал Н. X. Бунге).

В январе 1887 г. Н. X. Бунге ушел в отставку под нажимом консерваторов, обвинявших его в неспособности преодолеть дефицит госбюджета. Сменивший его И. А. Вышнеградский (1887-1892) был известным ученым-математиком и одновременно крупным биржевым дельцом. Он сохранил общую направленность экономической и финансовой политики своего предшественника, но основной упор сделал на накоплении денежных средств и повышении курса рубля путем финансовых и биржевых операций.

Вышнеградский усилил протекционизм в таможенной политике. В целом за 1880-1890 гг. повышение пошлин на импорт принесло увеличение дохода почти на 50%. В 1891 г. был осуществлен:общий пересмотр таможенного тарифа с целью его централизации и уничтожения местных тарифов. Благодаря протекционистской таможенной политике увеличился ввоз в Россию иностранных капиталов (за 1880-1890 гг. с 98 млн руб. до 2-15 млн).

Вновь были увеличены налоги (поземельный, с городских имуществ), в 1887 г. введен акциз на керосин и спички, поднят размер питейного акциза.

В результате удачной биржевой операции в 1888- 1890 гг. была проведена конверсия внешних займов России из 5% в 4%.

В конце 80-х гг. удалось, наконец, преодолеть дефицит государственного бюджета. К 1893 г. доходы казны" возросли на 60% по сравнению с 1880 г., а расходы - на 36%. В денежном исчислении доходы превысили расходы в 1893 г. почти на 100 млн руб. "

1. Характеристика экономической политики. Александр III. Хромолитография. 1861. Упрочение Российской империи было невозможно без мощной экономической базы. Император назначил на ключевые экономические должности Н. Бунге, И. Вышнеградского, С. Ю. Витте. Они стали покровительствовать отечественной промышленности, совершенствовали налоговою систему, развивали железнодорожное строительство.

Основные направления экономической политики в 80 -90 -е гг. n 1. Покровительство отечественной n n промышленности способствовало ограждению её от иностранного капитала (протекционизм) 2. Совершенствование сбора налогов и таможенных пошлин 3. Совершенствование денежной системы с целью укрепления рубля 4. Широкое привлечение иностранного капитала (Витте) 5. Развитие железнодорожного строительства

Н. Х. Бунге. (1881 -1887) (р. т. 2) В мае 1881 г. министром фи нансов стал Н. Бунге. Он выступил за ускоренное экономическое развитие без прямого государственного финансирования. В результате реформы налогообложения снизились выкупные платежи и началась отмена подушной подати. В замен были введены акцизные сборы на спирт, табак, сахар, нефть, повысились таможенные пошлины, сократились расходы на сократившуюся армию. Н. Х. Бунге

Основные направления экономической политики Н. Х. Бунге (1881 -1887) n 1. Издание и выполнение благоприятных для развития экономики законов n 2. Реформа системы сбора налогов, ослабление налогового сбора для крестьян (снижение выкупных платежей, отмена подушной подати n 3) Увеличение доходов государства за счёт введения косвенных налогов в виде акцизных сборов на водку, табак, сахар, нефть, облагались новыми налогами городские дома, недвижимость n 4) Проводил протекционистскую политику, т. е. повышал таможенные тарифы на товары, ввозимые из-за границы, что способствовало конкурентоспособности отечественных товаров

Н. А. Вышнеградский (1887 -1892) 1. 1. 1887 Н. Бунге ушел в от ставку. Его сменил И. Вышнеградский, поставивший цель улучшить финансовое положение страны. Минфин накопил большие денежные запасы и поднимал курс рубля. В 1891 г. был введен новый таможенный тариф, повысивший пошлины на ввозимую технику. Госу дарство начало активно вмешиваться в эконо-мику и привлекать иностранные кредиты. Н. А. Вышнеградский.

Основные направления экономической политики И. А. Вышнеградского (1887 -1892) n 1. Главная задача – быстрое улучшение состояния денежного обращения, покупательной способности рубля n 2. Проводил активную протекционистскую политику и выступал за создание максимально благоприятных для отечественного бизнеса условий работы в России (сейчас таможенными сборами облагались не только ввозимое в Россию сырьё, но и продукция машиностроения) n 3. Ведение винной монополии n 4. Привлечение в Россию иностранного капитала

4. Экономический подъем 90 -х годов. В 1892 г. министром финансов стал С. Витте. Его программы предусматривала: -жесткая налоговая политика, гос. монополия на винокурение, протекционизм, финансовая реформа, введение золотой си стемы рубля, привлечение иностранного капитала. Эта программа воплотилась после смерти Александра III и вызвала экономический подъем в 90 г. С. Ю. Витте

Основные направления экономической политики С. Ю. Витте (с 1992 года) n 1. Жёсткая налоговая политика: тяжёлое налоговое обложение крестьянства, рост косвенных налогов на товары широкого потребления (в первую очередь государственная монополия на водку) – высвобождён необходимый капитал для вложения в промышленное производство и распространение государственных заказов на промышленные предприятия n 2. Строгий протекционизм – отечественная промышленность ограждена от иностранной конкуренции.

Основные направления экономической политики С. Ю. Витте (с 1992 года) n 3. 1897 г. – финансовая реформа: введение системы единого обеспечения рубля золотом – золотой рубль – одна из устойчивых европейских валют, развитие банковского дела, расширение иностранных капиталовложений. n 4. Обращение к иностранному капиталу (в виде непосредственных капиталовложений в предприятия или в виде государственных облигационных займов, которые распространялись на европейских рынках ценных бумаг). Наибольший рост иностранных капиталовложений наблюдался в угольной промышленности и металлургии.

«Золотое десятилетие» . Какие отрасли развивались. Транссибирская железнодорожная магистраль. На юге быстро развивалась металлургия. Большая часть заводов принадлежала иностранцам. После денежной реформы 1897 г. приток иностранного капитала резко вырос. В 90 -е г. началась добыча нефти не Кавказе. На вновь созданных предприятиях использовались передовые технологии при дешевизне рабочей силы это приносило большие прибыли. В 1891 г. началось строительство Транссибирской железнодорожной магистрали.

Результаты экономической политики С. Ю. Витте n 1. Быстрые темпы развития. Факты? n За 13 лет (1887 -1900) существенно увеличилась занятость в промышленности n 2. Удвоилась протяжённость железнодорожной сети. Было завершено строительство Транссибирской железной дороги, что способствовало дальнейшему освоению этого региона. Были проложены новые железные дороги. С 1893 г. - новый железнодорожный бум. К конце столетия Россия вышла на 1 -е место в Европе и 2 -е место в мире по протяжённости железных дорог. n 1)Какую роль играло железнодорожное строительство в дальнейшем промышленном развитии страны? n 2) В чём заключалось различие в железнодорожной политике Александра 2 и Александра 3? (документ, стр. 222)

Развитие сельского хозяйства после крестьянской реформы n 1. Перечислите характерные черты развития сельского n n n хозяйства 2/2 19 века. 2. Перечислите основные черты, характеризующие помещичье хозяйство 2/2 19 века. 3. Что нового произошло в развитии сельского х-ва в 80 -е годы 19 века (р. т. 6) 4. В развитии сельского хозяйства преобладали капиталистические или феодальные черты? 5. Интенсивным или экстенсивным путём развивалось сельское хозяйство в пореформенный период? Почему очень медленно повышалась урожайность? Вывод: в развитии сельского хозяйства преобладали феодальные черты с отдельными элементами капитализма.

Сельское хозяйство (р. т. 5, 6) Сельское хозяйство развивалось без государствен ной поддержки. Обнища вшие крестьяне нанима лись к помещикам и использовали их орудия труда. Капитализм преобладал в Прибалтике, Центральном районе и Поволжье. В ряде райо-нов наблюдалось смеше ние двух систем. Север специализировался на технических культу-рах и молоке. Украина и Поволжье - на производстве зерна.

Сельское хозяйство. Раздача хлеба голодающим Крестьянам(1891 -1892 гг.) К югу от Москвы развивалось мясное животноводство. Посевные площади увеличились на 25%, но уро жайность росла очень медленно, что объяснялось низким уровнем сельскохозяйственной техники применяемой крестьянами. Это приводило к частым бедствиям-в 1891 -92 гг. В результате засухи от голода умерло более 600 000 человек.

Каковы особенности промышленного развития в конце 80 -х-90 -е годы n 1. Быстрые темпы экономического развития, превращение России из аграрной в аграрно-индустриальную страну (за 10 -летие промышленное производство удвоилось, а выпуск продукции тяжёлой промышленности увеличился в 3 раза) n 2. Высокая роль иностранного капитала в развитии промышленности. Почему?

Каковы особенности промышленного развития в конце 80 -х-90 -е годы n 3. Высокая роль государства в развитии промышленности, особенно железнодорожного строительства n 4. Но капитализм развивался главным образом в промышленности, а в сельском хозяйстве преобладали феодальные черты с отдельными элементами капитализма. Преобладание феодальный черт в сельском хозяйстве тормозило развитие капитализма в сельском х-ве и в целом по стране.

ЛЕКЦИЯ XLI

(начало)

Финансовая политика во вторую половину царствования императора Александра III. – И. А. Вышнеградский и его система. – Крайнее развитие протекционизма в таможенной политике и в железнодорожном тарифном законодательстве. – Результаты этой системы.

Иван Алексеевич Вышнеградский

В прошлой лекции я охарактеризовал развитие той реакционной политики, которая во второй половине царствования императора Александра III последовательно распространилась на все отрасли правительственной деятельности и резко дала себя чувствовать во всех областях народной и общественной жизни.

Единственные послабления реакционного курса, которые мы видели еще в середине 80-х годов, как я вам уже говорил, чувствовались в Министерстве финансов, где до 1 января 1887 г. во главе ведомства стоял если не безусловный либерал, то, во всяком случае, гуманный, честный и демократически настроенный человек – Н. Х. Бунге. Но его до такой степени в это время травили всякими интригами и инсинуациями в придворных сферах и в реакционной печати, что он, будучи к тому же уже в преклонном возрасте, решил, наконец, оставить пост министра финансов и с 1 января 1887 г. был уволен в отставку и заменен новым министром, И. А. Вышнеградским. И. А. Вышнеградский был человеком, несомненно, отчасти подготовленным к этой должности, но совершенно иного типа, нежели Бунге. Он также был ученым профессором, но не теоретиком-экономистом, а ученым технологом и практиком, несомненно весьма даровитым, проявившим свои таланты как в некоторых изобретениях военно-технического характера, так и в весьма хорошо поставленных академических курсах, которые он, будучи профессором, читал студентам в Петербургском технологическом институте и в Михайловской артиллерийской академии. В частности, прикосновенность его через артиллерийскую академию к военным сферам создала ему важное для министра финансов преимущество: он успел познакомиться хорошо с военным хозяйством и военным бюджетом, который является у нас такой важной составной частью общего государственного бюджета.

Таким образом, Вышнеградский явился на посту министра финансов человеком, несомненно, отчасти подготовленным и осведомленным, – в этом ему нельзя отказать. К тому же, рано успев составить себе некоторое состояние благодаря своим техническим изобретениям, он участвовал затем очень удачно в различных биржевых спекуляциях и биржевых делах, и эта сфера, таким образом, была ему также хорошо знакома. Но, вместе с тем, нельзя не признать, что в своем заведовании Министерством финансов и в особенности в своей финансово-экономической политике Вышнеградский обнаружил полное отсутствие сколько-нибудь широких взглядов и дальновидности; для него важнейшей и даже единственной, по-видимому, задачей являлось видимое улучшение русских финансов в ближайшее время. В своей финансовой политике он поставил себе ту же самую цель, которую когда-то ставил себе Рейтерн, – именно цель восстановить курс кредитного рубля, т. е. цель, которую в значительной мере, как вы знаете, должны были преследовать все министры финансов в России XIX в. Но не все они преследовали ее одинаковыми мерами и не все считали ее своей единственной задачей.

Как бы там ни было, курс Министерства финансов с заменой Бунге Вышнеградским изменился достаточно резко. Главной и непосредственной задачей министерства сделалось при Вышнеградском скопление больших денежных запасов в кассах государственного казначейства и широкое участие при помощи этих запасов в заграничных биржевых операциях с целью оказывать давление на иностранный денежный рынок и этим путем поднять наш курс. Вместе с этим и в таможенной политике русское правительство стало с новой энергией двигаться по пути протекционизма, достигшего при Вышнеградском своего апогея. В 1891 г. был издан новый таможенный тариф, в котором эта система была доведена до крайности. В то же время, считая для успеха своих мер весьма важным делом усиление русской обрабатывающей промышленности, Министерство финансов начинает с чрезвычайным вниманием прислушиваться ко всяким жалобам и пожеланиям представителей крупной фабричной промышленности и предпринимает по их инициативе пересмотр того, в сущности, еще весьма мало развитого фабричного законодательства, которое выработано было в интересах рабочих при Бунге. При Вышнеградском права учрежденных при Бунге фабричных инспекторов чрезвычайно умаляются не столько новыми законодательными нормами, сколько при помощи циркулярных разъяснений, которые очень скоро отражаются и на составе фабричной инспекции, потому что в этих условиях наиболее преданные делу и независимые представители этой инспекции, видя совершенную невозможность действовать сообразно со своею совестью и даже сообразно с точным смыслом закона, уходят в отставку. Таким образом, институт фабричной инспекции сильно изменяется к худшему. Российская крупная промышленность благодаря ряду протекционных мер – и в особенности заботливому отношению Министерства финансов к вопросу о выгодном для отечественной обрабатывающей промышленности направлении железнодорожных линий и о таких железнодорожных тарифах, которые строго соответствовали бы интересам крупной промышленности, в особенности центрального, московского района, становится в это время в особенно благоприятные условия. Можно сказать, искусственно для нее создаются эти благоприятные условия; она становится излюбленным детищем Министерства финансов, нередко вопреки интересам прочих слоев населения и в особенности вопреки интересам всего сельского хозяйства, на состоянии которого особенно невыгодно отражался протекционный таможенный тариф 1891 г., чрезвычайно удороживший такие важные в сельскохозяйственном быту предметы, как, например, железо и сельскохозяйственные машины.

Между тем в это время мы не видим не только улучшения положения народных масс, несмотря на все паллиативные меры, принятые при Бунге, но, напротив, наблюдаем все продолжающееся разорение крестьянства, которое я характеризовал вам в одной из прошлых лекций. В конце концов, однако же, тем самым подрываются условия внутреннего сбыта продуктов обрабатывающей промышленности, удовлетворяющей потребность широких народных масс, например, условия для сбыта произведений бумаготкацкой промышленности. Оскудевший внутренний рынок скоро становится для нее тесным. До некоторой степени компенсацией является для нее внешний рынок на востоке, приобретенный завоеваниями в Средней Азии, но вскоре оказывается, что и этого недостаточно, и вот мы видим, что к концу царствования императора Александра III создается мало-помалу новая идея – продвинуть сбыт продуктов нашей промышленности как можно дальше на восток. В связи с этим является идея постройки Сибирской железной дороги – идея, которая развивается весьма широко; является вопрос о выходе к Восточному морю, о приобретении незамерзающего порта на Дальнем Востоке, и в конце концов вся эта политика, уже на наших глазах, приводит к зарождению и развитию тех предприятий на Дальнем Востоке, которые уже в министерство С. Ю. Витте в самом начале XX в. привели к японской войне и к тому краху, который за ними последовал.

Чтобы покончить с финансовыми и экономическими отношениями в рассматриваемый период, я скажу еще два слова о расширении нашей железнодорожной сети, которое сыграло здесь чрезвычайно важную роль. К концу царствования Александра II железнодорожная сеть не превышала 22,5 тыс. верст, а за тринадцатилетний период царствования Александра III она развилась уже до 36 662 верст, причем из них 34 600 было ширококолейных. В деле постройки железных дорог старая политика Рейтерна поддерживалась в том отношении, что эти железные дороги по-прежнему направлялись так, чтобы, с одной стороны, способствовать подвозу сырья к портам и таким образом именно усилением вывоза создавать благоприятный момент для нашего торгового баланса и для улучшения денежного курса, а с другой стороны, как я упомянул, министерство стремилось при помощи установления железнодорожных дифференциальных тарифов создать наиболее льготные условия провоза для продуктов фабричной промышленности центральных губерний. Для этого в составе Министерства финансов было создано даже особое учреждение – тарифный департамент, во главе которого был поставлен С. Ю. Витте, тогда еще молодой человек, которому уже на наших глазах пришлось сыграть выдающуюся роль, сперва в качестве министра финансов, а затем и на более широкой арене, в разрешении общих политических проблем нашего времени.

Другой чертой новой железнодорожной политики, чертой, противоположной политике Рейтерна, была постройка дорог казной и выкуп в казну старых частных железнодорожных линий. В царствование императора Александра III протяжение казенных железных дорог увеличилось на 22 тыс. верст, тогда как протяжение частных дорог, несмотря на постройку новых частных линий, благодаря выкупу старых линий в казну уменьшилось на 7600 верст.

Вот общие черты финансовой политики, которой, несомненно, подготовлялось и углублялось новое обострение русских социально-экономических условий в начале XX в. Эти условия развивались рука об руку с тем кризисом, который русскому населению пришлось пережить после неурожая 1891–1892 гг., вызвавшего чрезвычайную нужду и даже голод в целых двадцати, по преимуществу черноземных, губерниях. Этот кризис составил, так сказать, последний штрих в той общей картине России, которую мы видим в конце царствования императора Александра III, и явился вместе с тем могучим фактором тех изменений в последующие годы, которые уже составят, быть может, когда-нибудь предмет следующей части моего курса о заключительном периоде истории России XIX в.

Уважаемые гости! Если вам понравился наш проект, вы можете поддержать его небольшой суммой денег через расположенную ниже форму. Ваше пожертвование позволит нам перевести сайт на более качественный сервер и привлечь одного-двух сотрудников для более быстрого размещения имеющейся у нас массы исторических, философских и литературных материалов. Просьба делать переводы через карту, а не Яндекс-деньги.

Экономическая политика Александра III была направлена на решение двух важнейших задач: ускорение хозяйственного развития страны и поддержка и укрепление позиций дворянства.

В решение первой задачи глава Министерства финансов Н. X. Бунге ориентировался на расширение внутреннего рынка, одновременный подъем сельского хозяйства и промышленности и упрочение положения средних слоев населения. При этом он выступал за разработку налогового законодательства, благоприятствующего развитию промышленности’ и сельского хозяйства, и против государственного финансирования промышленности.

9 мая 1881 г. был принят закон о снижении размеров выкупных платежей и списании недоимок по ним за предыдущие годы. А 12 декабря 1881 г. был обнародован указ о переводе всех временнообязанных крестьян на обязательный выкуп к 1 января 1883 г. В 1886 г. все государственные крестьяне были переведены на выкупные платежи. Убытки, понесенные казной, призвано было покрыть повышением земельного налога в 1,5 раза, налога на городскую недвижимость, а также ставок акцизных сборов на табак, спирт и сахар.

Постепенная отмена подушной подати (1882-1886) сопровождалась развитием других форм налогообложения: увеличились доходы от денежных вкладов, возросли акцизы, было преобразовано торгово-промышленное налогообложение, Почти вдвое повышены таможенные пошлины.

Обременительной для бюджета страны была система государственных гарантий доходов частных железных дорог. При Н. X. Бунге вводится контроль над железнодорожным хозяйством и начинается выкуп государством частных и финансирование строительства казенных железных дорог.

В 1883 г. возобновляется создание акционерных частных банков. В 1885 г. создается Дворянский земельный банк, призванный поддержать помещичье землевладение (против его создания выступал Н. X. Бунге).

В январе 1887 г. Н. X. Бунге ушел в отставку под нажимом консерваторов, обвинявших его в неспособности преодолеть дефицит госбюджета. Сменивший его И. А. Вышнеградский (1887-1892) был известным ученым-математиком и одновременно крупным биржевым дельцом. Он сохранил общую направленность экономической и финансовой политики своего предшественника, но основной упор сделал на накоплении денежных средств и повышении курса рубля путем финансовых и биржевых операций.

Вышнеградский усилил протекционизм в таможенной политике. В целом за 1880-1890 гг. повышение пошлин на импорт принесло увеличение дохода почти на 50%. В 1891 г. был осуществлен:общий пересмотр таможенного тарифа с целью его централизации и уничтожения местных тарифов. Благодаря протекционистской таможенной политике увеличился ввоз в Россию иностранных капиталов (за 1880-1890 гг. с 98 млн руб. до 2-15 млн).

Вновь были увеличены налоги (поземельный, с городских имуществ), в 1887 г. введен акциз на керосин и спички, поднят размер питейного акциза.

В результате удачной биржевой операции в 1888- 1890 гг. была проведена конверсия внешних займов России из 5% в 4%.

В конце 80-х гг. удалось, наконец, преодолеть дефицит государственного бюджета. К 1893 г. доходы казны’ возросли на 60% по сравнению с 1880 г., а расходы — на 36%. В денежном исчислении доходы превысили расходы в 1893 г. почти на 100 млн руб. ‘

Александр III

Александр Третий (1845-1894) - предпоследний русский император. Правил Россией с 1881 года. Был вторым сыном Александра Второго и не собирался сменять отца на троне, Но в 1865 году умер его старший брат Николай и он стал первым претендентом на престол.

Экономическая политика Александра 3

В пору царствования Александра III Россия не вела войн, за что царь получил прозвище «миротворец»

Краткая биография Александра Третьего

  • 1845, 26 февраля (ст. ст.) - родился
  • 1865, 12 апреля - после тяжёлой болезни умер старший брат Александра Николай и Александр стал претендентом на трон Российской империи
  • 1866, 17 июня - помолвка Александра и датской принцессы Марии Софии Фредерики Дагмар (1847-1928)
  • 1866, 28 октября - бракосочетание Александра и Марии Софии Фредерики, ставшей Александрой Фёдоровной
  • 1869, март - во время аудиенции Александр грубо говорил с начальником патронного завода капитаном Карлом Гунниусом, нецензурно обругал его. Гунниус послал цесаревичу письмо, в котором требовал, чтобы он извинился, пригрозив, что застрелится, если извинения не последует. Цесаревич не извинился, и капитан сдержал свое слово. Александр II, разгневавшись на сына, приказал ему идти за гробом Гунниуса на его похоронах

К.И. Гуниус, сын пастора из Лифляндской губернии, выпускник Михайловского артиллерийского училища, боевой офицер, получивший за отличия в операциях против горцев на Кавказе орден Св. Станислава 3-й степени с мечами и бантом и серебряную медаль «За покорение Чечни и Дагестана», в 1861 году был прикомандирован к Оружейной комиссии Артиллерийского комитета, где его специализацией стали стрелковые системы. С именем Гунниуса связано вооружение русской армии винтовками системы Бердана (знаменитые берданки)

  • 1881, 1 марта - террориставми убит Александр Второй
  • 1881, 3 марта - Александр III вступил на престол
  • 1883, 15 мая - коронация в Успенском соборе Кремля
  • 1881, 30 марта - доклад Победоносцева с призывом к новому императору «не поддаваться «голосу лести и мечтательности» и не отменять смертной казни террористам, убившим Александра Второго, на что новый царь ответил: «Будьте покойны, с подобными предложениями ко мне не посмеют прийти никто, и что все шестеро будут повешены, за это я ручаюсь»
  • 1868, 6 мая - родился сын Николай, будущий император Николай Второй, убит в 1918 году
  • 1869, 26 мая - родился сын Александр, умер 20 апреля 1870 года
  • 1871, 27 апреля - родился сын Георгий, умер 28 июня 1899 года
  • 1875, 25 марта - родилась дочь Ксения
  • 1878, 22 ноября - родился сын Михаил
  • 1882, 1 июня - родилась дочь Ольга
  • 1888, 17 октября - крушение царского поезда у станции Борки, в 50 километрах от Харькова. Царская семья, находившаяся в вагоне-столовой, осталась цела, но обвалилась крыша вагона; Александр, как говорили, удерживал её на своих плечах до тех пор, пока не прибыла помощь
    1894, 20 октября - вследствие полученной при крушении поезда травмы Александр III умер

Реформы и контрреформы Александара Третьего

  • 1881, 29 апреля - «Манифест о незыблемости самодержавия», в котором сообщалось об отходе от либеральной политики прошлого царствования. Манифест призывал «всех верных подданных служить верой и правдой к искоренению гнусной крамолы, позорящей землю Русскую, к утверждению веры и нравственности, к доброму воспитанию детей, к истреблению неправды и хищения, к водворению порядка и правды в действии всех учреждений»
  • 1881, 6 мая - «циркуляр начальникам губерний». подписанный графом Игнатьевым: «великие и широко задуманные преобразования минувшего Царствования не принесли всей той пользы, которую Царь-Освободитель имел право ожидать от них. Манифест 29-го апреля указывает нам, что Верховная Власть измерила громадность зла, от которого страдает наше Отечество, и решила приступить к искоренению его»
  • 1881, 14 августа - Закон «Положение о мерах к охранению государственного порядка и общественного спокойствия» - чрезвычайная мера для борьбы с революционным движением
  • 1881, 28 декабря - указы о понижении выкупных платежей для крестьян и об обязательном выкупе земли бывшими крепостными
  • 1882, 3 мая - положение Комитета министров «О порядке приведения в действие правил о евреях», ужесточающие ограничительные законы относительно евреев
  • 1882, 18 мая - Положение о Крестьянском банке, предназначенном для выдачи кредитов крестьянам на выкуп земли
  • 1882, 1 июня - Закон, запрещающий работу детей до 12 лет, вводивший 8-часовой рабочий день для детей от 12 до 15 лет, запрещавший детям работать ночью, в воскресные дни и на вредных производствах
  • 1882, 27 августа - «Временные правила о печати» с новыми цензурными ограничениями
  • 1883, 26 апреля - закон о дворянских выморочных имуществах, по которому имущества после потомственных дворян обращаются в собственность дворянского общества
  • 1883, 3 мая - закон о старообрядцах, предоставлявший им относительно легальный статус
  • 1884, апрель - прекращён выход либерального журнала «Отечественные записки»
  • 1884, 12 июня - Закон, более жёстко регламентирующий назначение присяжных заседателей
  • 1884, 13 июня - «Правила о церковно-приходских школах», по которым в селах создавались двух- и четырёхгодичные школы
  • 1884, 23 августа - новый Университетский устав, который повышал плату за обучение, вводил обязательную форму и отменял автономию университетов
  • 1885, 21 апреля - создан Дворянский банк, который на льготных условиях выдавал кредиты дворянам
  • 1885, 20 мая - Закон, значительно расширявший полномочия министра юстиции в надзоре за организацией рассмотрения дел в судах и контроля за приговорами и решениями
  • 1885, 30 октября - на доклад Победоносцева, в котором предлагалось вернуться к дореформенной системе судопроизводства, Александр Третий отреагировал: «»Благодарю очень за присланную записку о реформе судебного строя»

Судебные уставы 1864 года все-таки не были коренным образом реформированы потому, что этому способствовала позиция широких слоёв общества, главным образом буржуазны х

  • 1886, 18 марта - закон, затруднявший крестьянские семейные разделы, так как для этого требовалось получение согласия главы семьи и 2/3 сельского схода
  • 1887, 1 января - с этого дня отменена подушная подать - налог, который платило население на содержание армии
  • 1887, 28 апреля - Закон «Об изменении правил составления списков присяжных заседателей» установил образовательный ценз для присяжных - умение читать по-русски, а также увеличил имущественный ценз
  • 1887, 5 июня - Циркуляр «О сокращении гимнастического образования», запрещавший прием в гимназии «детей кучеров, лакеев, поваров, прачек, мелких лавочников и тому подобных людей, детям коих, за исключением разве одарённых гениальными способностями, вовсе не следует стремиться к среднему и высшему образованию».

    В народе он прозван «Циркуляром о кухаркиных детях»

  • 1887, 16 августа - постановлено, что орден св. Владимира 4-й степени (сообщающий дворянство) может быть испрашиваем лицам недворянского происхождения лишь по прослужении в классных чинах не менее 20 лет
  • 1889, 12 июля - «Положение о земских участковых начальниках», который вводил должность назначаемого земского начальника, имевшего административные и судебные функции, в селах и деревнях упразднял мировой суд, что лишь усугубило неприязненные отношения между крестьянами и дворянами, которые и назначались земскими начальниками
  • 1889, 7 июля - изменения в уставе уголовного судопроизводства, ограничивающие юрисдикцию присяжных заседателей
  • 1890, 12 июня - Новое «Положение о губернских и уездных земских учреждениях», сокращавшее права земских собраний и узаконивавшее выборы по сословиям с уменьшением числа гласных крестьян в пользу дворян
  • 1891, 25 февраля - Указ о начале строительства Транссибирской магистрали
  • 1891, 21 августа - соглашение России и Франции о консультациях по всем политическим вопросам. Начало
  • 1892, 11 июня - новое Городовое положение с изменениями в избирательной системе: повышен избирательный ценз, что отсекло от участия в выборах мелких и средних собственников, ограничивались права и независимость органов городского самоуправления
  • 1892, 9 июля - прекращено награждение чинами лиц торгового сословия, а равно лиц не пользующихся правами государственной службы - за отличия неслужебные.
  • 1893, 8 июля - Закон о земельных переделах
  • 1893, 14 декабря - Закон о мерах к предупреждению отчуждения крестьянских надельных земель. Оба закона ограничивали права общины на передел земли и закрепляли наделы за крестьянами не менее чем на 12 лет
  • 1893, 20 июля - введена винная монополия, дающая государству исключительное право на производство спиртных напитков, что значительно увеличило приток денег в бюджет
  • 1893, 14 мая - Положение о государственном квартирном налоге

Причины контрреформ Александра III

Они просты. Александр Второй освободил крестьян от крепостной зависимости, осуществил множество важнейших либеральных реформ, но не угодил - всем и правым и левым. «Ах так - «сказал» его сын подданным - вам не нравилось предыдущее правление? При мне будет всё наоборот»

Итог реформ и контрреформ Александра Третьего

- Значительный спад революционной и террористической активности
- Восстановление авторитета православной церкви
- Бурный рост промышленности
- Рост доходов государства
- Революционные, либеральные идеи не были побеждены, но загнаны внутрь, чтобы активно проявиться при сыне Александра Третьего Николае Втором

* - военно-политический блок России, Великобритании и Франции, создан в качестве противовеса «Тройственному союзу» Германии, Австро-Венгрии и Италии

Ещё статьи

  • Российская социал-демократическая партия (РСДРП)
  • Первая русская революция 1905 года
  • Реформы Столыпина
  • Стремление Александра III упрочить величие Российской империи было немыслимо без создания мощной экономики. При нем правительство предпринимало энергичные усилия, направленные на развитие отечественной промышленности и капиталистических начал в организации производства. В мае 1881г. пост министра финансов занял видный ученый – экономист Н.Х. Бунге. Он был сторонником ускорения экономического развития, он был против прямого финансирования промышленности государством. Бунге снизил выкупные платежи для крестьян и начал постепенную отмену подушной подати. Он ввел акцизные сборы (акциз – косвенный налог на товары потребления) на водку, табак, сахар, нефть; повысил таможенные пошлины на товары, ввозимые из-за границы.

    В 1887 г. министром финансов стал И.А. Вышнеградский – финансист, изобретатель. Министерство финансов накопило большие средства для участия в сделках на зарубежных биржах.

    Экономическая политика в царствование Александра III

    Был за активное участие государства в хозяйственной деятельности и, особенно, в создании благоприятных условий для частного предпринимательства. Вышнеградский был за привлечение в Россию иностранного капитала, за введение винной монополии.

    В 1892 г. министром финансов был назначен С.Ю. Витте. Он разработал экономическую программу, в которой продолжил дело своих предшественников. Эта программа предусматривала:

    — увеличение косвенных налогов, введение гос. монополии на водку;

    — дальнейшее увеличение таможенной пошлины;

    — денежную реформу с целью укрепления рубля, введение его свободного обмена на золото;

    — широкое привлечение в страну иностранного капитала.

    К 1887г. было – 2 металлургических завода, к 90-м гг. их стало – 17. В 1897г. денежная реформа усилила позицию рубля, что позволило увеличить приток денег из-за рубежа. С 90-х гг. бурный рост переживала нефтяная промышленность на Кавказе. Все предприятия созданныё в 90-е гг. являлись предприятиями новой формации. На них использовалась передовая техника, внедрялись новейшие формы крупного производства.

    Сельское хозяйство. Обнищание крестьян заставило помещиков переходить к использованию собственного инвентаря и найму вольных работников. По-новому организовывали обработку своих земель помещики прибалтийских, западных, юго-западных частей страны, а также Петербургской, Московской, Ярославской и Саратовской губерний. В 80-е гг. заметно увеличилось специализация сельского хозяйства по отдельным районам. Польские и прибалтийские губернии, а также Псковская и Петербургская перешли на выращивание технических культур и производство молока. Центр зернового хозяйства страны: степные районы Украины, Нижнее Поволжье. В Рязанской, Орловской, Тульской и Нижегородской губернии получило развитие животноводство. Посевные площади в это время увеличились на 25%, на 30%- общий сбор хлебов.

    Активная экономическая политика правительства Александра III позволила значительно укрепить финансы страны, дала новый толчок росту промышленности. При этом развитию сельского хозяйства по-прежнему мешали крепостнические пережитки и техническая отсталость.

    Контрольные вопросы и задания:

    1. Охарактеризуйте социально-экономическое развитие России в первой трети XIX века.

    2. Перечислите причины экономического кризиса в данный период.

    3. Каковы были специфические особенности промышленного переворота в России в первой половине XIX века?

    4. Каким образом либеральные реформы Александра II способствовали социально-экономическому развитию России?

    5. В чем суть и значение контрреформ Александра III?

    Сила правительства держится на невежестве народа, и оно знает это и потому всегда будет бороться против просвещения.

    Лев Толстой

    Александр 3 ставил задачи сделать Россию крупнейшей мировой державой. Достигнуть этой цели без развития экономики невозможно. Поэтому предпринималось множество шагов, но экономическая политика Александра 3, как и в целом социально-экономическая политика России конца 19 начала 20 веков, больших успехов не имела. Сколько бы нам сегодня не рассказывали, что Российская Империя была прекраснейшей в мире страной, это далеко не так.

    Основные изменения в стране

    В любом учебнике по истории России мы увидим, что первое начинание Александра 3 в плане экономических преобразований в стране, это приглашение ученых-экономистов. Наиболее авторитетные их них: Витте, Бунге и Вышнеградский. Особенность реформ Витте мы уже рассматривали. Политика Бунге и Вышнеградского базировалась на массовом привлечении иностранного капитала. Современные экономисты будут рассказывать, что это прекрасно, но представьте: у вас завод, вам прислали для него оборудование, вы за это оборудование платите ренту, но в любой момент его у вас могут забрать. Поэтому засилье иностранного капитала это зло для любой страны.

    Основные изменения в экономике страны характеризуются попыткой совместить капитализм, но с сохранением прежнего сословного строя. Проблема в том, что вещи это несовместимые, и в результате противоречия в обществе стали только увеличиваться. Основные же изменения в развитии экономики при Александре 3 следующие:

    • Совмещение наемного и крепостнического труда. Барщину и оброк никто не отменял, но наниматься на фабрики крестьяне могли за зарплату.
    • Завершение промышленного переворота. Его результатами пользовались единицы.
    • Формирование единого российского рынка.
    • Кризис землепользования.
    • Капитализм поднимался не снизу, а навязывался государством.

    В итоге получается уродливая форма капитализма, которая ни к чему хорошему привести не могла. Примечательно, что обе попытки построить капитализм в России развивались в уродливых формах. О первой попытке мы говорим сегодня, а вторую попытку мы видели в 90-е, после развала СССР.

    В конце 19 века основные изменения в экономике затронули сельское хозяйство и промышленность. Их мы и рассмотрим далее.

    Ситуация в деревне

    Россия в период правления Александра 3 продолжает оставаться аграрной страной. Численность ее населения достигает 126 млн человек, из которых 103 млн проживает в европейской части страны. Структура населения следующая:

    • Крестьяне - 70%
    • Мещане (городское население) - 11%
    • Инородцы (нерусские) - 7 %
    • Казаки - 3%
    • Дворяне - 1,5%
    • Купечество - 0,5%

    В стране происходят попытки создать аграрно-индустриальную систему. Во многом для этих целей происходит разделение и специализация хозяйства.

    В этот период Россия выходит на 1 место в мире по продажам зерна . Это, наверное, самый известный факт об экономике России той эпохи, которым сегодня активно спекулируют все кому не лень. С одной стороны это очень хорошо, что страна зарабатывала, но с другой стороны это происходило за счет ущерба собственному населению. В частности, при этих объемах экспорта зерна, в России в 1891-1892 года случился страшный голод.

    Голод 1891-1892 годов

    В период правления Александра 3 в России случился первый массовый голод в истории страны. До этого голодные годы также были, но голод возникал только в остальных районах, а теперь же речь шла о голоде в рамках страны. В тех процессах, которые тогда происходили в деревне отлично отражается вся экономическая политика Александра 3. Почему стал возможен столь массовый голод? Причин всего 2:

    1. Окончились возможности экстенсивного развития сельского хозяйства. Все земли были освоены и расширять новые земли для сельского хозяйства было некуда. После окончания экстенсивного пути развития, должен начинаться путь интенсивный. В конце 19 века этого не произошло. Было очень мало помещиков, готовых развивать хозяйство. О причинах этого расскажу ниже.
    2. Развитие фабрик фактически убили деревенский промысел (артели). Раньше деревенские жители активно уходили на промысел в город. Это то, что сегодня называется подработкой. Они приходили в город, выполняли простую работу, получали деньги и возвращались в деревню. Даже если в селе был неурожай - у крестьянина были деньги прокормиться. Фабрики же это уничтожили.

    В итоге новых земель не было, а экономические явления сделали невозможными для крестьян дополнительные заработки. К этому можно добавить, что у Российской Империи были действующие контракты на поставку зерна, и их нужно было выполнять. Как итог - первый массовый голод в отечественной истории.

    Земля и помещики

    В период царствования Александра 3 продолжается тенденция по сокращению помещичьих земель. Количество земель у помещиков сократилось на 27%. Усадьбы помещиков сокращались до среднего значения в 17 гектар. Половину земли помещики отдавали в аренду крестьянам.

    Помещики сельское хозяйство практически не развивали. Только единицы перестроились на современный манер ведения хозяйства и приняли правила капитализма. Большая часть помещиков “проедала будущее”, закладывая свое имущества. До отмены крепостного права в 1861 году они закладывали крестьян, а затем начали закладывать поместья. Показательные цифры: в 1870 году - в залоге было 2,2% поместий, а в 1895 году - 40%. Красноречивыми являются и другие цифра: в 1886 году за долги продано 166 имений помещиков, а в 1893 году - 2400. Никакие другие цифры не подчеркнут насколько нездоровым было русское общество конца 19 века. Развитие экономики и экономическая политика императора Александра 3 этот вопрос не решала, а усугубляла. Ведь обратите внимание, как сегодня воспринимается этот император - успехи во внешней политике. Про внутреннюю как правило никто ничего не говорит. А зря… Все это вылилось в 1905, а затем в 1917 годы.

    Развитие промышленности

    Особенности экономической политики Александра 3 в области промышленности было то, что не работник шел к фабрике, а фабрика шла к работнику. Промышленность переселилась в деревню. При этом уже к концу 70-х годов процесс формирования фабричного производства фактически был завершен.

    При Александре 3 происходит окончательно формирование промысленных районов в России. К уже существующим промышленным районам в Москве, Петербурге, Прибалтике и Украине добавились еще 2 района: Донбасс и Кавказ.

    Промышленность при Александре 3 развивалась широкими шагами, особенно тяжелая. Этому способствовало завершение промышленной революции, а также действительная необходимость и потребность. Дело в том, что за годы с 1820 по 1850 Россия в плане развития промышленности очень сильно отстала от ведущих мировых держав. Необходимо было догонять. И это делалось. Достаточно привести цифры по количеству выплавки чугуна, чтобы это доказать.

    Все промышленные центры развивались в европейской части России. Причина кроется в том, что примерно 85% населения проживали к западу от Урала. Причем при Александре 3 строили в основном в 2-ух районах: Донбасс и Кавказ (прежде всего Бакинская нефть). Причем строили промышленность на иностранный капитал!

    Итоги

    Экономическая политика Александра 3 привела к следующим результатам:

    • Продолжение увеличение городского населения
    • Окончание промышленного переворота
    • В деревне остается множество неразрешенных вопросов, что сулит кризис
    • Россия остается аграрной страной, а задатки аграрно-индустриального общества остаются только на бумаге
    • Капитализм в стране был сильно деформирован