Внешняя политика и экономика. Внешняя экономическая политика россии Реализация экономической политики государства

Австрия была принята в ООН в 1955. Она является членом большинства международных финансовых организаций, Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ) и Европейского союза (ЕС). В Вене расположены штаб-квартиры трех учреждений ООН, а также лаборатория ядерных исследований под эгидой ООН. 1 января 1995 Австрия стала членом ЕС. Имея общие границы с тремя странами восточного блока (Югославией, Венгрией и Чехословакией), Австрия была вынуждена поддерживать более тесные отношения с СССР, нежели большинство стран Запада. В конце 1970-х отношения с Югославией ухудшились из-за расхождения позиций в отношении прав словенского меньшинства в австрийской земле Каринтии. После объединения Германии (1990) Австрия утвердила поправки к своему Государственному договору, допускающие большее сотрудничество с германскими вооруженными силами. В 1970-е годы австрийское правительство участвовало в посреднических миссиях, направленных на продолжение переговоров между Израилем и Египтом, а позднее между Израилем и Организацией освобождения Палестины.

Общее Австрия принадлежит к числу наиболее развитых стран Европы. В последние годы экономика страны развивается ускоренными темпами. Крупнейшим иностранным инвестором является Германия (около 30% инвестиций). Объем промышленного производства увеличился в 1995 году на 4,6% и достиг 334,5 млрд. шиллингов. Ведущими отраслями промышленности являются машиностроение, металлургия, а также химическая, целлюлозно-бумажная, горнодобывающая, текстильная и пищевая отрасли. Одна третья часть объема промышленного производства приходится на государственный сектор экономики. Австрия располагает продуктивным сельским хозяйством. Производятся почти все виды сельскохозяйственной продукции, необходимой для обеспечения населения. Наиболее важной отраслью сельского хозяйства является животноводство. Иностранный туризм - одна из наиболее доходных отраслей австрийской экономики. Ежегодные поступления от иностранного туризма составляют свыше 170 млрд. шиллингов.

Австрия торгует более чем со 150 странами мира. Около 65% экспорта и 68% импорта приходится на страны Европейского Союза. Основными торговыми партнерами являются Германия (40%), Италия, Швейцария. На долю России приходится всего лишь 1,5%. Золотовалютные резервы страны составили на 1994 год 218 млрд. шиллингов. По уровню доходов на душу населения Австрия занимает 9 место в мире. Рост цен на потребительские товары составил на 1995 год 2,3%. Уровень безработицы составил 6,5%. Экономическое положение. Распад Австро-Венгерской монархии на ряд отдельных государств в конце Первой мировой войны породил серьезные экономические проблемы для Австрии. Новая республика Австрия внезапно осталась без своего главного источника продовольствия и угля. Потребовалось несколько лет, чтобы реорганизовать экономику страны и достичь известного уровня благосостояния. В 1929 начался мировой экономический кризис. В течение ряда лет страна в значительной мере зависела от внешней помощи, и только к 1937 смогла создать экономическую базу. В марте 1938 Австрия была присоединена к Германскому рейху.

Тяжелые разрушения в результате войны, последующая советская оккупация Венского бассейна, важного промышленного района Австрии, и послевоенное разделение страны державами-победительницами привели к полной перестройке экономики Австрии. План Маршалла и другие формы помощи со стороны США, исчислявшиеся суммой более 1 млрд. долл., имели решающее значение для перестройки австрийской экономики. В течение 10 лет (1945-1955) значительная часть экономики страны, включая ее жизненно важные нефтяные ресурсы, не находилась под австрийским контролем и не могла способствовать ее реконструкции. Экономика Австрии устойчиво развивалась с конца 1950-х и до середины 1970-х годов. В начале 1980-х годов произошло замедление роста, после 1988 - новое его ускорение. С 1992 рост экономики вновь снова замедлился из-за международного экономического спада, уменьшения экспорта и высоких темпов инфляции.

Рост потребительского спроса в соседних с Австрией странах Восточной Европы в середине 1990-х годов позволил оживить экономику страны. После присоединения в 1995 к ЕС Австрия резко сократила государственные расходы, готовясь вступить в Европейский валютный союз. Эти меры также замедлили общий рост экономики.

Разработка и применение стратегии внешнеэкономической деятельности даёт возможности любой стране обеспечить наиболее благоприятные политические и экономические условия для приспособления национального капитала на международных рынках.

Внешнеэкономическая политика России имеет ряд особенностей, среди которых можно выделить следующие:

  • 1. Направленность на укрепление позиций отечественных производителей;
  • 2. Использование мер по ограждению российской экономики от негативных явлений мирового хозяйства (глобальных мировых кризисов, циклических спадов, нестабильности и колебаний валютных курсов, недобросовестной конкуренции и т. д.);
  • 3. Разработка новых и совершенствование имеющихся инструментов оптимизации и адаптации России в международном разделении труда;
  • 4. Построение внешнеэкономической деятельности на основе отсутствия монополии государства на внешнюю торговлю и её либерализации в соответствии с принципами и требованиями рыночной экономики;
  • 5. Сырьевая специализации в сфере экспорта, которая позволяет одновременно говорить и о достаточно высокой степени открытости российской экономики для зарубежного потребителя, и о высокой степени зависимости экономики нашей страны от внешних рынков;
  • 6. Преобладание фискальной функции государства во внешнеторговой политике по сравнению с регулирующей. Это подтверждается тем, что 40 % доходной части федерального бюджета формируется за счёт таможенных пошлин и сборов.

В основном, потенциал нашей страны реализуется за счёт территориального преимущества и природных ресурсов, которые в нём заложены (нефть, газ, уголь и т. д.)

В итоге, именно на основе топливного, энергетического и сырьевого превосходства строится современная внешнеэкономическая политика нашей страны, что отражено в её основных направлениях:

  • 1. Укрепление позиций на рынке энергоносителей путём увлечения экспорта нефти и газа, а также оказания услуг, напрямую связанных со сферой энергетики на европейских и азиатских рынках;
  • 2. Расширение масштабов добывающей промышленности и обработки сырья; внешнеэкономическая политика россия
  • 3. Существенное увеличение объёмов экспорта высокотехнологичной продукции услуг, за счёт использования технологий иностранных партнеров в ориентированных на экспорт производствах;
  • 4. Совершенствование транспортно-логистической и торговой инфраструктуры;
  • 5. Привлечение и поддержание иностранных инвестиций в обрабатывающие отрасли;
  • 6. Информационная поддержка экспортной и финансовой деятельности российских компаний, инвестирование в приоритетные отрасли различных стран и регионов.

Если рассматривать товарную структуру экспорта РФ за 2013 год (рисунок 1), то можно увидеть, что более 80 % экспорта составляют товары и материалы, принадлежащие к трём основным топливно-сырьевым группам: минеральные продукты, металлы и драгоценные камни, и изделия из них, древесина и целлюлозно-бумажные изделия.

1. Товарная структура экспорта РФ за 2013 год, в %.

Такая топливно-сырьевая наклонность нашей экономики несёт в себе множество негативных структурных последствий, ведёт к усилению хозяйственных диспропорций, углублению социальной и экономической дифференциации регионов, увеличивает экологическую нагрузку, а также провоцирует отток рабочей силы и капитала из отраслей перерабатывающей промышленности в отрасли добывающей. Таким образом, основная доля (2/3) всех национальных ресурсов, включая инвестиционные, сосредоточена в топливно-энергетическом и металлургическом комплексах.

Одновременно с этим, удельный вес РФ в мировом экспорте товаров высокой степени обработки (машин, оборудования и т. д.) составляет всего лишь 0,4 %. В частности, в российском экспорте доля вывоза этих товаров составляет 12 %. Для сравнения, в Германии этот же показатель достигает 84 %. Это связано, прежде всего, с инновационным, научным и техническим потенциалом нашей страны, который не находит должных средств и путей для реализации, поскольку вырученные от экспорта сырья финансовые ресурсы не направляются на развитие обрабатывающей и лёгкой промышленности, а также разработку соответствующих технологий, а оседают в добывающей отрасли или инвестируются в иностранные акции и компании.

В структуре импорта, представленной на рисунке 2, складывается совершенно иная ситуация.


2. Товарная структура импорта РФ за 2013 год, в %

Поскольку обрабатывающая промышленность развита недостаточно не только для производства товаров на экспорт, но и для собственного потребления, то многое приходится импортировать из-за рубежа, в частности это касается высокотехнологичной продукции. В целом, на импорт данного вида продукции приходится почти 80 %, одноимённый показатель в странах-лидерах колеблется в пределах от 45 до 69 % .

Одним из наиболее значимых признаков внешнеэкономической политики развитых стран является высокая доля импорта именно готовой продукции. Удельный вес развитых стран в экспорте готовой продукции составляет 77 %, а в импорте -- 66 %. Лидерами в торговле готовыми изделиями являются Германия (14,2 %), США (13 %) и Япония (12,9 %). Т. е. та сфера, где развитые и даже некоторые развивающиеся страны (индустриальные страны Юго-Восточной Азии) имеют явное преимущество, которое наиболее полно соответствует современному характеру международных экономических отношений, для России является слабым местом, которое нужно и важно развивать, поскольку иначе за мировыми лидерами не угнаться.

Оценка внешней торговли в стоимостном выражении за последние пять лет дана в таблице 1.

Внешняя торговля Российской Федерации, млн. долларов США

По представленным данным можно сказать, что за период с 2009 по 2013 гг. наблюдается положительная динамика всех представленных показатель. Экспорт вырос на 77,7 %, а импорт почти вдвое (на 90 %). При этом экспорт количественно превышает импорт, что позволяет полностью покрывать расходы на импорт за счёт экспортной выручки, а большую её часть расходовать на финансирование иных целей государства. Соответственно, сальдо внешней торговли также остаётся положительным на протяжении всего рассмотренного периода .

Главными партнёрами России по экспорту являются Нидерланды, Германия, Италия, Северная Корея, Турция и Китай.

Количественное увеличение экспорта происходит за счёт топливно-энергетических ресурсов, по поставке которых наша страна является несомненным лидером на мировом рынке. Но в будущей перспективе, политика государства должна быть направлена на качественное улучшение экспорта на основе обработки тех же природных ресурсов, что позволит выровнять те структурные диспропорции в экспорте, которые имеют место на сегодняшний день.

В отношении импорта можно сказать, что его рост не будет ограничиваться до тех пор, пока внутри страны не будет организовано производство высокотехнологичной готовой продукции и товаров длительного пользования, имеющих высокую конкурентоспособность на мировом рынке. Это возможно, если перенаправить монополистов экспортно-ориентированных производств на переработку добываемого сырья, а не на получение сиюминутной прибыли за счёт его быстрой продажи. В основной массе товары ввозятся в Россию из Китая и Германии.

Оценка внешнеэкономической деятельности нашей страны и её проблем была сделана многими международными организациями.

Так, по мнению Всемирного экономического форума (ВЭФ), наша страна занимает 112 место среди 132 возможных по организации торговли. Исследовательский комитет форума выделил следующие проблемы внешнеэкономической деятельности России: высокие таможенные барьеры и высокая коррумпированность экономики, рейдерство, развитость теневого сектора и криминализация экономики, нарушение условий договоров по поставке продукции. Лишь широкое распространение информационных технологий, по мнению экспертов ВЭФ, можно отнести к положительным аспектам внешнеэкономической деятельности России.

Эксперты Всемирного Банка, наряду с уже названными проблемами, выделили слабую внутреннюю конкурентоспособность российских компаний, которая не позволяет им успешно реализовываться на внешнем рынке, «перекошенность» российской экономики в сторону государственной собственности и госкомпаний-монополистов, неэффективность госаппарата и высокие налоги.

Решение перечисленных проблем представляется возможным засчёт:

  • · Повышения государственного контроля и ужесточения уголовной ответственности за коррупционную деятельность;
  • · Снижения налоговых и административных барьеров для малого и среднего бизнеса (пока Россия находиться на 120 месте в рейтинге по «легкости ведения бизнеса»), что позволит не только успешно и плодотворно развивать частный сектор экономики, но и сократить теневой сектор ;
  • · Активного применения антимонопольной политики, которая позволит развиваться малым субъектам рынка и повышать свою конкурентоспособность.

В решении проблем диспропорциональности экспорта, приоритетными направлениями являются: специализация российской экономики на производстве продукции высокой степени обработки, развитие инновационного рынка и рынка интеллектуальных услуг, ликвидация зависимости России от импорта продукции сельского хозяйства, использование инструментов таможенной и тарифной политики для повышения конкурентоспособности отечественных производителей на внешних рынках, привлечение иностранного капитала в отрасли обрабатывающей промышленности, укрепление экономических и торговых отношений с Индией, Китаем, Южной Кореей, Мексикой, Бразилией, Египтом, Саудовской Аравией, Турцией и другими странами Ближнего и Среднего Востока.

Экономическая политика – это комплекс мер и мероприятий, направленных на принятие и реализацию экономических решений в рамках макроэкономического уровня.

Замечание 1

Основное назначение экономической политики – достигать всеми экономически обоснованными путями общественные цели и решать общественные задачи.

Механизмы и инструменты экономической политики

В современном государстве выделяют два основных блока инструментов воздействия: косвенное воздействие и прямое воздействие на экономическую политику: косвенные и прямые.

Ключевыми инструментами экономической политики служат: кредитно-денежная и бюджетно-налоговая ссистемы государства

Бюджетно-налоговую систему экономической политики еще называют фискальной, в нее включены все налоги, поступающие в бюджет, их управление и перераспределение. Затратами данной системы являются: обеспечение социальной политики государства, развитие конъюнктуры рынка, развитие и содержание оборонного комплекса, затраты на здравоохранение, образование и т.д.

Кредитно-денежная система экономической политики – это совокупность всех финансовых институтов, которые предоставляют денежные средства для всех экономических субъектов, под определенные условия.

Замечание 2

В рамках кредитно-денежной системы идет аккумулирование всех денежных средств государства. Инструменты кредитно-денежной системы экономической политики: ставка рефинансирования Центрального Банка, нормирование обязательных резервов страны, операции с ценными бумагами на открытом рынке.

Внешняя экономическая политика

Внешнеэкономическая политика России преследует ряд обоснованных и актуальных целей:

  • Развитие технических и правовых условий в стране для роста производительности;
  • Проведения комплекса мероприятий, направленных на повышение имиджа и репутации страны на мировой арене;
  • Актуализация мероприятий по разделению труда на международном уровне и другие.

Также внешняя экономическая политика действует на основании определенных принципов:

  • Внешняя экономическая политика должна стать целой системой взаимодействия с другими странами, партнерство должно носить постоянный характер, а не разовый;
  • Отечественное производство должно быть защищено от воздействия со стороны других стран, также необходимо выводить производителей на международный рынок;
  • Внешняя экономика должна приложить максимальные усилия для того чтобы условия экспорта и импорта товары были выгодными для страны;
  • Внешнеэкономическая политика должна стать частью политики государства, и не всегда следовать с такт с новыми идеями развития.

Внешняя экономическая политика нашей страны имеет конкретную стратегию, суть ее заключается в том, чтобы выйти на международный рынок, узнать его, изучить, выявить тенденции, которые позволят в дальнейшем реформировать всю экономическую систему страны, чтобы потом вести политику, не ориентированную и не зависящую от экспорта и импорта, чтобы страна могла сама себя обеспечивать.

Таким образом, внешнеэкономическая политика государства просто необходима в современных реалиях, одна должна быть логическим завершением и элементом второй. На сегодняшний день внешняя экономика очень важна для нашей страны, так как с помощью нее отечественное производство и многие отрасли хозяйствования могут иметь возможность для дальнейшего развития.


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ РФ
Государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
Филиал КубГУ в ст. Ленинградской

Курсовая работа
по дисциплине «Государственное регулирование экономики»
на тему:
«Внешняя экономическая политика государства»

Работу выполнил Чуян. М.С.

Факультет Управления и психологии, ОФО

Специальность ГМУ, 3 курс

Научный руководитель доцент, КТН Фирсов Г.Г.

2010 г.
Содержание:

Введение ………………………………………………………… ……………....3

1.Внешнеэкономическая политика государства ………………………… ...4

1.1Сущность и задачи внешнеэкономической политики государства…….....4
1.2Типы внешнеэкономической политики…………………………………......6

2.Регулирование внешнеэкономической деятельности ……………….....13

2.1Основные инструменты регулирования внешнеэкономической деятельности……………………………………………… …………………….13
2.2Средства внешней экономической политики……………………………...19
2.3Цели и функции осуществления внешней экономической политики……21

3.Сущность и формы международного кредита …………………………...24

3.1Формы международного кредита…………………… ……………………..24

Заключение…………………………………………………… ………………...28

Список литературы…………………………………………………… ………..30

Введение

Данная курсовая работа посвящена изучению внешней экономической политике государства.
За время перехода к рыночным преобразованиям вся система организации и осуществления внешнеэкономической деятельности России претерпела коренные изменения. Одновременно с ликвидацией государственной монополии на внешнеторговые и валютные операции и предоставлением всем хозяйствующим субъектам возможности свободно участвовать во внешнеэкономической деятельности, был демонтирован прежний планово-распределительный механизм управления процессами обращения товаров, услуг и капиталов между национальным и мировым хозяйством, началась активная либерализация норм и правил, регламентирующих эти процессы.
При переходе к рынку и многообразию форм собственности, предоставления всем предприятиям независимо от форм собственности права заниматься внешнеэкономической деятельностью, Россия отказалась от всеобъемлющей государственной монополии и связанных с ней форм государственного регулирования.
Я считаю, что главная задача государства в современных условиях – выработка внешнеэкономической политики, адекватной рыночным принципам функционирования российской экономики и её последовательной интеграции в мировое хозяйство.
Целью курсовой работы является изучение внешней экономической политики государства (в данной курсовой я буду рассматривать Россию).
В данной курсовой работе мною будет по возможности полно рассмотрена внешняя экономическая политика государства.

    Внешнеэкономическая политика государства
      Сущность и задачи внешнеэкономической политики государства.
Внешнеэкономическая политика регулирует внешнеэкономическую деятельность, а именно - куплю-продажу товаров и услуг, а также международное перемещение материальных, денежных, трудовых и интеллектуальных ресурсов.
Сущность внешнеэкономической политики государства заключается в направленной деятельности на развитие и регулирование экономических отношений с другими странами.
Международная торговля, как свидетельствует история, нигде и никогда не развивалась без вмешательства государства. К регулированию внешней торговли своих стран задолго до XX в. прибегали феодальные правительства Англии и Франции. По словам российского историка Н. Карамзина, элементы государственного регулирования внешней торговли имели место в политике царя Ивана Грозного. Регулированием внешней торговли занимались и другие страны. Причина этого повсеместного вмешательства состоит в том, что любое государство без внешнеторгового регулирования не может достичь полной занятости, стабильности цен, устойчивости роста национальной экономики. 1
В ХХ в. вмешательство государств во внешнюю торговлю не только уменьшилось, а, наоборот, еще более усилилось. К этому их подталкивали суровые обстоятельства. В годы Первой мировой войны правительства воюющих стран стали регулировать потребление сырья промышленностью и продовольствия населением и в связи с этим стали жестко регулировать экспортно-импортные операции своих субъектов хозяйственной деятельности. В годы Великой депрессии 1929-1933 г.г. правительства многих стран, в том числе и промышленно развитых, в целях обеспечения развития своих национальных экономик применяли целый ряд мер, чтобы поощрить экспорт отечественных предприятий и ограничить импорт иностранных товаров.
Государственное регулирование международной торговли имеет разные масштабы:
Во-первых , оно может быть односторонним, когда правительство одной страны без согласования или консультаций с торговыми партнерами прибегает к государственному регулированию внешней торговли. Мера эта связана с крайне тяжелым экономическим положением, с большим дефицитом государственного бюджета, а также с отрицательным сальдо платежного баланса. Обычно в ответ на этот шаг правительства стран - партнеров применяют аналогичные акции, что может привести к осложнению их политических отношений со страной - инициатором индивидуального государственного регулирования внешней торговли. 2
Во-вторых , государственное регулирование бывает двусторонним. Это происходит в том случае, когда две страны на основе взаимной договоренности согласовывают технические требования к упаковке, маркировке, договариваются о взаимном признании сертификатов качества и других показателей товарного производства.
В-третьих , государственное регулирование внешней торговли может быть и многосторонним. Именно таким оно является в том случае, когда в роли субъекта регулирования выступает Генеральное соглашение о тарифах и торговле. Кроме того, оно является многосторонним в рамках многочисленных интеграционных группировок - Европейского союза, Североамериканской ассоциации свободной торговли и прочих международных экономических объединений.
      Типы внешнеэкономической политики
Исторически сложилось два типа внешнеэкономической политики: протекционизм и фритредерство.
Протекционизм – это политика защиты отечественных производителей от иностранных конкурентов.
Фритредерство – политика свободной торговли, основанная на принципе сравнительных преимуществ и направленная на обеспечение возможности мировой экономике достигнуть более эффективного размещения ресурсов и более высокого уровня материального благосостояния. 3
В реальной международной экономической ситуации существует несколько видов протекционистской политики:
- селективный протекционизм, применяемый против отдельных стран или отдельных товаров;
- отраслевой протекционизм - это политика, которая защищает определенные отрасли, к примеру, сельское хозяйство;
- коллективный протекционизм, т. е. такая протекционистская политика, которая осуществляется методами внутренних экономических мер.
Следует сказать, что протекционизм и фритредерство никогда не достигали полного господства во внешнеэкономической деятельности большинства стран мира. Можно с достаточной определенностью подчеркнуть, что между этими двумя видами или направлениями внешнеэкономической политики шло постоянное «перетягивание каната».
В отдельные исторические отрезки времени внешнеторговая политика склонялась то в одну, то в другую сторону. К примеру, только за вторую половину ХХ в. можно отметить исторические периоды, когда в мире преобладала та или иная внешнеторговая политика:
- в 50-60-е годы страны стали отгораживаться друг от друга разнообразными тарифными барьерами, а также нетарифными ограничительными мероприятиями;
- в 90-х годах вновь возобладала тенденция развития в сторону большей либерализации и свободы международной торговли.
Исторически первой внешнеэкономической политикой был протекционизм. С его проведением связано использование различных мер ограничения мировой торговли.

Протекционистские меры

Взвешенная оценка политики протекционизма обязывает экономистов определить как положительные, так и отрицательные его стороны.
Плюсы и минусы протекционизма

Автаркия – политика экономического обособления, проводимая страной, регионом. Автаркия направлена на создание замкнутой, независимой экономики, способной обеспечить себя всем необходимым самостоятельно. Автаркия сродни натуральному хозяйству.
Большинство современных государств проводят гибкую внешнеторговую политику, которая сочетает в себе элементы как протекционизма, так и фритредерства.

Был выявлен ряд тенденций в торговой политике развитых государств:

    уменьшение значимости традиционных мер протекционистской защиты национального рынка;
    преимущественная направленность сохраняющихся мер традиционного протекционизма против экспорта готовых изделий из развивающихся стран;
    использование механизма гибкой защиты национального рынка с помощью мер косвенного регулирования;
    аграрный протекционизм;
    избирательное использование принципа наибольшего благоприятствования.
Важнейшим понятием, отражающим текущее внешнеэкономическое положение страны, является платежный баланс.
Платежный баланс – это систематизированная запись итогов всех экономических сделок между резидентами данной страны (домашними хозяйствами, фирмами и правительства) и остальным миром в течение определенного периода времени (обычно года).
Экономическое назначение платежного баланса состоит в том, чтобы в лаконичной форме отражать состояние международных экономических отношений страны с ее зарубежными партнерами, являясь индикатором для выбора необходимых инструментов экономической политики.

Структура платежного баланса.

I. Счет текущих операций.
1. Товарный экспорт. 2. Товарный импорт
Сальдо баланса внешней торговли. (торговый баланс)
3. Экспорт услуг. 4. Импорт услуг.
5. Чистые доходы от инвестиций (чистые доходы от кредитных услуг).
6. Чистые трансферты.
Сальдо баланса по текущим операциям.
II. Счет движения капитала
7. Приток капитала. 8. Отток капитала.
Сальдо баланса движения капитала
Сальдо баланса по текущим операциям и баланса движения капитала.
III. Официальные резервы.

Все три составные части платежного баланса должны в сумме составлять ноль. Когда говорят о дефицитах и активов платежных балансов, то имеют в виду баланс счетов текущих операций и движений капитала. Преодолеть несбалансированность платежного баланса можно путем использования официальных резервов иностранной валюты, которые находятся в распоряжении центральных банков государств. Кроме того существует несколько основных методов государственного воздействия на состояние платежного баланса.

Методы государственного регулирования платежного баланса.

Методы Содержание
Прямой контроль Регламентация импорта через количественные ограничения, таможенные и другие сборы; запрет или ограничения на перевод за рубеж доходов по иностранным инвестициям и денежных трансфертов частных лиц; субсидирование экспорта
Дефляция Снижение объема производства, рост резервных мощностей для наращивания экспорта; повышение реальной процентной ставки.
Изменение обменного курса Удержание колебаний валютного курса в определенных пределах на основе ориентации на курсовые цели

Анализ платежного баланса России 2005-2008 гг. позволяет выявить ряд устойчивых тенденций в его динамике и структуре, предопределенных процессом либерализации внешних экономических связей и макроэкономической политикой правительства в период рыночных реформ.

В результате проведения анализа были выявлены основные изменения платежного баланса России в 2005-2008гг.:

    существенное снижение активного сальдо торгового баланса, вызванное интенсивным ростом импорта при стабилизации экспорта;
    рост пассивного сальдо баланса услуг, стимулируемый повышением реального эффективного курса рубля;
    увеличение чистых выплат инвестиционных доходов негосударственным сектором, обусловленное ростом внешнего долга российских компаний;
    прекращение дедолларизации сбережений населения – переход от чистых продаж к чистым покупкам наличной валюты;
    стабилизация объема экспорта капитала негосударственным сектором, вызванная замедлением роста экспортных доходов компаний;
    расширение импорта капитала негосударственным сектором - за счет увеличения прямых и портфельных иностранных инвестиций;
    значительное замедление динамики валютных резервов, обусловленное, главным образом, снижением сальдо торгового баланса.

2.Регулирование внешнеэкономической деятельности государства

      2.1Основные инструменты регулирования внешнеэкономической деятельности
Существующий ныне у большинства государств обширный арсенал инструментов внешнеэкономической политики позволяет им активно влиять на формирование структуры и направлений развития внешнеэкономических связей и внешнеэкономической политики других стран. Именно с помощью внешнеэкономической политики регулируется внешнеэкономическая деятельность, отличительным признаком которой служит международная купля-продажа товаров и услуг, международное перемещение материальных, денежных, трудовых и интеллектуальных ресурсов. 4
Традиционные инструменты внешнеэкономического регулирования, используемые в странах с рыночной экономикой, становятся главными в России. Рыночной системе хозяйства больше соответствуют экономические инструменты регулирования внешнеэкономических связей, действующие через механизм цен. Однако эффективность их использования имеет определённые рамки. В периоды незначительного ухудшения состояния экономики, инфляции и резких различий между внутренними и мировыми ценами правительства в интересах мобилизации и лучшего использования ограниченных ресурсов вынуждены прибегать к административным инструментам регулирования. Последние ограничивают импорт и экспорт, минуя механизм спроса и предложения, путём эмбарго, квотирования, лицензирования, государственной монополии на торговлю, договорённости о добровольном ограничении поставок, а также использования в целях регулирования технических защитных мер, таможенных процедур и документов. Целью системы должно быть не столько ограничение торговли, сколько контроль за её развитием.
Поэтому использование административных инструментов сочетается в России с общепринятыми в мире правилами регулирования внешнеэкономических связей. В частности, в России декларировано введение таких инструментов в качестве временных, предусмотрены распространение положений соответствующих документов на всех торговых партнёров и возможность изменить процедуру регулирования только на основе публикуемых законодательных актов.
Итак, внешнеторговая политика – это регулирование государством экспортных и импортных операций. Внешнеэкономическая политика осуществляется через широкий круг мер, число которых постоянно возрастает. Объясняется это тем, что при расширении внешнеэкономических связей требуются новые инструменты оптимизации участия страны в международной специализации, ограждения национальной экономики от влияния негативных явлении в мировом хозяйстве (циклических спадов, чрезмерных колебаний валютных курсов, недобросовестной конкуренции и т.д.), содействия укреплению позиций отечественных производителей на мировом рынке.
Важнейшим среди законодательных актов России по регулированию внешнеэкономической деятельности является Федеральный закон «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» (1995г)(данный закон признан утратившим силу после принятия ФЗ от 8 декабря 2003г. №164-ФЗ) , определяющий принципы её осуществления и регулирования. Другим основополагающим документом в области внешнеторгового регулирования стал Федеральный закон «Об экспортном контроле» (1999 г.), согласно которому проводится государственная политика в области экспортного контроля, представляющего собой составную часть внутренней и внешней политики страны и осуществляющийся исключительно в целях безопасности государства, его политических, экономических и военных интересов.
Основным инструментом внешнеторговой политики является тарифное регулирование, и прежде всего таможенный тариф.
Таможенный тариф – это систематизированный перечень таможенных пошлин, взимаемых при пересечении товаром таможенной границы государства. Для того чтобы различия в национальных системах регулирования не затрудняли международную торговлю, страны мира постепенно унифицируют свои системы на общих принципах. В этих целях создан Совет таможенного сотрудничества, членом которого с 1992 г. является Россия. Товары в таможенном тарифе РФ классифицируются в соответствии с товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности, разработанной Правительством РФ на основе Гармонизированной системы описания и кодирования товаров, рекомендованной Международной торговой палатой для использования в мировой торговле. 5
Таможенный тариф применяется как при ввозе товаров на территорию РФ, так и (в отличие от большинства стран мира) при вывозе их из России. Соответственно имеются импортный и экспортный таможенные тарифы. Таможенный тариф выполняет функции налога, взимаемого при пересечении товара через границу, регулятора структуры и объёма внешнеторгового оборота, а также важного источника поступления финансовых средств в государственный бюджет. В настоящее время средний уровень ставок таможенных тарифов развитых стран относительно низок и составляет 4-6% стоимости товара, в России аналогичный показатель оценивается в 0,3-1%.
Государство посредством изменения таможенных пошлин имеет возможность изменять характер импорта и экспорта в нужных направлениях.

Достоинства таможенно -тарифного регулирования проявляются в следующем :

      во-первых, это достаточно гибкий механизм, позволяющий в минимальных, средних, максимальных размерах воздействовать на экспортно-импортные потоки
      во-вторых, изменение таможенных тарифов даёт возможность в разных направлениях влиять на состояние импорта и экспорта различных видов товаров
      в-третьих, таможенно-тарифное регулирование – это рыночный механизм, обеспечивающий достижение поставленных целей через влияние на экономические интересы импортеров и экспортеров.
Для стимулирования развития внешней торговли с отдельными странами к ним применяются различные тарифные льготы (освобождение от пошлин, снижение ставки и др.). Например, льготы устанавливаются в отношении товаров из развивающихся стран, пользующихся системой тарифных льгот РФ. Для того чтобы воспользоваться правом на получение тарифных льгот, необходимо представить таможенным органам сертификат происхождения товара, подтверждающий, что данный товар полностью произведён в соответствующей стране.
Ставки ввозных пошлин определяются Правительством РФ в пределах, установленных Законом «О таможенном тарифе». На один и тот же товар действует несколько различных тарифов: с высокой, средней и низкой ставкой пошлин. Предельные ставки таможенных пошлин (50% базовой стоимости) применяются к товарам, происходящим из стран, в торгово-политических отношениях с которыми Россия использует (на условиях взаимности) режим наибольшего благоприятствования, установленный законодательными органами.
При этом режиме хозяйствующие субъекты договаривающихся стран пользуются таможенными, налоговыми и другими привилегиями в стране партнера. На товары из стран, торгово-политические отношения с которыми не предусматривают указанного режима, а также на товары, страна происхождения которых не установлена, ставки ввозных таможенных пошлин увеличиваются вдвое.
Кроме таможенных пошлин в мире существуют десятки различных способов нетарифного ограничения внешней торговли. К нетарифным барьерам относятся различные налоги и сборы, регламентирование внешней торговли путём её количественного ограничения (квотирование) или полного запрещения, лицензирование, санитарные требования, национальные стандарты безопасности, экологические нормы, специальные предписания в отношении качества, технических и потребительских свойств ввозимых товаров, административно- бюрократические проволочки и т.п.
Внешнеторговая квота – это количественное или стоимостное ограничение экспорта (импорта), вводимое на определённый срок по отдельным товарам, странам и группам стран. Квотирование позволяет бороться с дефицитом платёжного баланса более эффективно, чем таможенный тариф. В отличие от таможенного тарифа использование квоты позволяет чётко ограничить объём импорта (экспорта). Например, повышение импортных пошлин может увеличить общую сумму платежей и почти не затронуть объёма импорта, введение же импортной квоты гарантирует его сокращение. С другой стороны, импортная квота будет иметь положительный эффект лишь при наличии конкуренции на внутреннем рынке квотируемого товара. В противном случае предприятие, монополизировавшее внутренний рынок, будет поддерживать высокие цены и искусственно создавать дефицит данного товара. Это одна из причин, по которым квотирование в России применяется редко.
Лицензирование , т.е. выдача разрешений на осуществление внешнеторговой деятельности её субъектам, производится соответствующими органами исполнительной власти РФ. Оно имеет своей целью обеспечить соблюдение хозяйствующими субъектами-экспортёрами законодательно-правовых международных и российских норм и правил внешней торговли. Лицензия удостоверяет реальные возможности (экономические, технические, технологические, организационные) хозяйствующих субъектов заниматься внешнеторговой деятельностью по таким видам товаров, как квотируемые товары, товары мирного и военного назначения, ядерные материалы, драгоценные металлы и камни, наркотические и психотропные средства, яды. Лицензия выдаётся на определённое время и оформляется лишь на один вид товара.
и т.д.................

Экономическая (макроэкономическая) политика государства представляет собой набор определенных целей в области нацио­нальной экономики в совокупности с системой методов и средств, используемых для достижения поставленных целей. Экономическая политика - это проводимая государством, правительством страны генеральная линия экономических действий, придание желаемой направленности экономическим процессам, воплощаемые в совокупность предпринимаемых государством мер, посредством которых достигаются намечаемые цели и задачи, решаются социально-экономические проблемы. В экономической политике находит непосредственное отражение реализуемый правительством страны курс. По своему замыслу экономическая политика призвана выражать, воплощать цели, задачи, интересы страны, государства и народа.

Социальные аспекты экономической политики проявляются в том, что правительство, принимая экономические решения, формируя бюджет, выделяя государственные ассигнования, вынуждено учитывать социальную реакцию разных слоев населения.

Различают краткосрочную, среднесрочную и долгосрочную экономическую политику.

Краткосрочная политика разрабатывается на текущий и бли­жайший период, долгосрочная - на перспективу, как правило, на пять, десять или пятнадцать лет.

Потребность деления экономической политики на кратко- и долгосрочную обосновал Дж.М. Кейнс. Целесообразность такого разграничения объясняется тем, что каждый из периодов реали­зации общей экономической концепции имеет (помимо общих) свои специфические цели и особые средства для их достижения. Например, если главной целью краткосрочной политики является либо выход из кризиса, либо поддержка макроэкономического равновесия, то основной задачей долгосрочного периода должен быть экономический рост, способный обеспечить благосостояние человека и развитие общества.

Центральное место в разработке экономической политики за­нимает процесс определения целей. Они должны отражать обще­национальные интересы и быть научно обоснованными: иметь под собой определенную матери&чъную базу и четкую экономи­ческую концепцию.

Различают конечные, долгосрочные и текущие цели эконо­мической политики.

Конечная цель представляет собой квинтэссенцию стратегии экономической политики. Ее основной смысл состоит в дости­жении максимально возможных параметров экономического рос­та для обеспечения подъема жизненного уровня населения и благоприятной среды обитания. Постановка и реализация ос­новной цели экономической политики в значительной мере за­висят от модификации избранной в стране модели социально-экономического развития. В чистом виде рыночная модель прак­тически не существовала никогда. Не существует она и теперь.

Краткосрочные цели определяются для реализации основной цели на текущий момент. К их числу относятся: сокращение тем­пов инфляции, снижение уровня безработицы, увеличение объ­ема ВВП, рост реальных доходов населения.

В определении курса экономической политики, а следова­тельно, и в определении и постановке экономических целей ве­дущая роль принадлежит государству. Именно его прерогативой является определение приоритетов в экономической деятельно­сти и выбор способов и средств по эффективной реализации экономической политики. Поэтому одной из функций прави­тельства - исполнительного органа государственной власти - является разработка основных направлений социально-эконо­мического развития страны. Утверждение, корректировка или отклонение представленных правительством направлений разви­тия являются обязанностью Совета Федерации и Президента.

Свою экономическую политику государство проводит через реализацию бюджетной, налоговой, денежно-кредитной и тамо­женной политики. С помощью каждой из них и их системы в целом государство перераспределяет значительную часть ВВП и доходов, а также имеет возможность существенно влиять на уро­вень инфляции, на инвестиционные процессы и внешнеэконо­мическую деятельность.

Экономическая политика России последних лет не была од­нозначной. В ней можно выделить два периода: политику пере­ходного периода, который продолжался все последнее десятиле­тие XX в., и нынешнею политику периода экономической стаби­лизации и экономического роста - конца XX - начала XXI в.

Переходный период от административно-командной модели к рыночной был чрезвычайно сложным и противоречивым этапом существования российской экономики. Это было время крушения старых, сложившихся еще в СССР экономических от­ношений и создания основ принципиально новой для России модели рыночной экономики.

Современный этап экономического развития России сущест­венно отличается от предыдущего. Он характеризуется опреде­ленной экономической стабилизацией, ростом объемов ВВП и реальных доходов населения. Экономика России теперь опирается не на заемные средства, а на внутренние источники, а в струк­туре ВВП стало преобладать производство товаров, а не услуг, стабилизировался курс рубля, растут занятость и доходы.

И так, государство, оказывает все более существенное влияние на сдерживание темпов и инфляции и ограничение безработицы, на улучшение инвестиционного климата и ускорение экономического роста, на борьбу с бедностью и увеличение доходов населения, на интеграцию российской экономики в мировое экономическое сообщество.