Понятие экономикс. Экономикс - современная экономическая наука. Какое из приведенных ниже высказываний является правильным

1. Какое из определений наиболее полно характеризует предмет экономической теории?

Г) это наука о наиболее общих законах развития общества в условиях ограниченности ресурсов

2. Термин «политическая экономия» впервые употребил в заглавии своего труда:

Б) Антуан де Монкретьен

3. Термин «Экономикс» получил всеобщее признание после того, как был употреблен в заглавии труда:

В) Альфреда Маршала

4. Какая из школ экономической теории была исторически первой?

Б) меркантилизм

5. Экономическая теория, считавшая, что продукция сельского хозяйства и другие природные ресурсы являются источником богатства:

А) физиократы

6. Проблемы эффективного использования ограниченных ресурсов на уровне отдельных субъектов экономики изучается в разделе:

А) микроэкономики

7. Понятие метода экономической науки включает в себя :

В) способы оптимального применения всей совокупности познавательных средств

8. Что раскрывает содержание метода научной абстракции?

Б) выделение в изучаемых процессах наиболее существенных сторон и отвлечение от всего случайного и второстепенного

9. Если экономические обобщения основываются на фактах, то это метод:

Г) индукции

10. Что такое экономические законы?

В) существенные и устойчивые связи в производственных отношениях

11. Что такое экономические категории?

А) научные абстракции, выражающие те или иные стороны производственных отношений

12. Макроэкономика определяется как область экономической теории, которая изучает:

Б) процессы, происходящие в национальной экономике, взятой в целом

13. Чем характеризуется метод синтеза?

Г) соединение отдельных элементов в единое органическое целое, исследование их взаимодействия

14. Какое из приведенных ниже высказываний является правильным?

Б) экономические законы действуют объективно, но люди должны изучать их и использовать их в практической деятельности

15.Экономическая теория изучает :

В) использование ограниченных экономических ресурсов

Д) психологическое поведение субъектов.

17. Возникновение экономической теории как науки:

А) конец XVI в. – начало XVII в.

18. Появление экономической теории связано с:

А) с развитием капитализма и расширением рынка

19. Экономическая теория обосновывает:

В) экономическую политику

20. Назовите основные функции экономической теории:

Б) познавательные, теоретико-методологические, практические

21. Первоначальное название экономической теории как науки:

Б) политическая экономия

22. Экономика – это:

В) общественные отношения по поводу производства, распределения, обмена и потребления материальных благ и услуг

23. Значение экономической теории в структуре экономического знания в том, что:

Г) выражает отношения между людьми в процессе общественного производства

А) меркантилисты

25. Меркантилизм исходил из того, что:

Д) богатство – это прежде всего золото.

26. Меркантилизм второго этапа предложил теорию:

Г) торгового баланса

27. Школа, видевшая источник богатства не в торговой сфере, а в сфере материального производства:

Г) А. Смит

29. В современной экономической теории кейнсианское направление обосновывает:

Б) необходимость государственного регулирования рыночной экономики через совокупный спрос

30. Что не относится к функциям экономической теории:

Д) разработка конституционных основ общества.

31. Какой вид анализа не относится к предмету экономической теории:

Б) применение неограниченных производственных ресурсов

32. Что из перечисленного не относится к экономическим целям?

В) политическая стабильность

33. Характерные черты неоклассического направления:

Д) все социально-экономические проблемы должны решаться свободной конкуренцией.

34. Монетаризм как теория стабилизации экономики предлагает:

Д) контроль государства над денежной массой.

35. Экономические законы выражают:

Д) причинно-следственные связи.

36. Экономическая теория пригодна для изучения:

а) только капиталистической системы хозяйства

Б) всех экономических систем

37. В чем главное содержание учения физиократов?

Д) источником богатства нации является труд и продукт труда в земледелии.

38. В экономической жизни общества определяющими являются отношения:

Б) производственные

39. Впервые идеи либерализма, минимального вмешательства государства в экономику были разработаны:

В) А. Смитом

40. Экономическая модель является:

В) объяснением того, как функционирует экономика

г) количественным уровнем развития экономики

41. Каковы общие черты экономических категорий и экономических законов?

Г) отражают социально-экономические отношения людей и объективную реальность

42. Какой метод экономической науки позволяет проникнуть «внутрь» процессов экономической жизни?

Г) метод научной абстракции

43.Как называется современная экономика?

Б) экономика ограниченных ресурсов

44. Какой график характеризует проблему выбора?

Д) кривая производственных возможностей

45. Методы исследования в экономической

Б) всеобщие общенаучные и специфические

46. В каждой экономической системе фундаментальные проблемы «что, как и для кого производить» решаются на микро и макроуровне. Какой из предложенных вопросов решается на микроэкономическом уровне?

Б) что и сколько производить

Б) процесс взаимодействия факторов производства с целью удовлетворения потребностей людей

48. Ограниченность ресурсов означает, что:

А) с их помощью невозможно одновременное и полное удовлетворение всех имеющихся потребностей

49. Экономическая теория выделяет следующие главные факторы производства:

Г) земля, капитал, труд и предпринимательство

50. «Относительная» ограниченность ресурсов обусловлена:

Г) неограниченностью потребностей

51. Кривая производственных возможностей показывает :

Б) перечень возможных вариантов производства двух видов продукции при полном использовании имеющихся ресурсов

52. На линии производственных возможностей рост производства одного вида продукта сочетается:

Г) с уменьшением производства другого вида продукта

53. Эффективное функционирование экономической системы на графике производственных возможностей отражает:

Г) любая точка, лежащая на кривой производственных возможностей

54. Определение понятия «труд»:

В) результат целенаправленной деятельности по поводу производства материальных благ и услуг

55. Средствами для создания материальных и нематериальных благ являются:

В) ресурсы производства

56. Какова экономическая цель, если общество стремиться минимизировать издержки и максимизировать отдачу от ограниченных производственных ресурсов?

Г) экономическая эффективность

57. Современная экономическая теория в качестве капитала признает:

Д) все, что может приносить доход.

58. Распределение – это:

Б) такая фаза кругооборота общественного богатства, где устанавливаются количественные соотношения, прежде всего при производстве разных благ в соответствии с видами человеческих потребностей

59. Экономические потребности – это:

В) часть человеческих нужд, для удовлетворения которых необходимо производство – распределение – обмен – потребление

60. Какие отношения выражает экономическая категория «собственность»?

А) отношение между людьми по поводу присвоения средств и результатов производства

61. Что такое «отчуждение»?

В) это невозможность превращения жизненных благ, производственных и финансовых ресурсов в собственную жизнедеятельность человека

Б) присвоение-отчуждение

63. Какое понятие отражает возможность определения судьбы имущества?

В) распоряжение

64. Право применения полезных свойств блага для себя – это:

Б) право пользования

65. Как можно охарактеризовать право владения?

Г) право исключительного физического контроля над благом

66. В Республике Казахстан согласно Конституции существуют следующие формы собственности:

А) частная и государственная

67. В каких конкретных формах выступает общее нераздельное присвоение ?

В) общинная, семейная, государственная

68. Разгосударствление представляет собой:

Г) переход к многообразию форм собственности

69. Факторы производства – это:

В) применяемые ресурсы производства

70. Системообразующими являются отношения по поводу:

Б) собственности на средства производства

71. Необходимость многообразия форм собственности определяется:

Д) требованиями конкуренции.

Г) Р. Коуз

73. Предпринимательство-это:

Г) вид деятельности, позволяющей эффективно соединять труд, землю и капитал

74.Что свойственно натуральной форме хозяйства?

Б) непосредственная связь производства и потребления в рамках отдельной хозяйственной единицы

75.Что характеризует товарное хозяйство?

Г) разделение труда и открытость хозяйства

76.Что из ниже перечисленного является товаром?

Д) продукт труда предназначенный для обмена.

77. Стоимость товара – это:

Г) воплощенный в товаре общественный труд

78. Потребительная стоимость товара – это:

Б) способность удовлетворять какие-либо потребности людей

79. Способность блага удовлетворять потребность - это…

В) полезность

80. В товарном производстве общественное признание продукт труда получает:

Г) в процессе обмена

81. Цена – это :

А) денежное выражение стоимости товара

82. Ценность блага не зависит от:

Б) величины затрат на его производство

83. Какое из ниже перечисленных определений соответствует термину «предельная полезность»?

В) дополнительная полезность, которую получает потребитель от дополнительной единицы товара или услуги

84. В соответствии с законом стоимости:

А) производство и обмен товаров осуществляется на основе общественно необходимых затрат труда

Д) это товар, выполняющий роль всеобщего эквивалента.

86. Какую из функций денег определяет такое понятие как «цена»?

Б) мера стоимости

87. Какую функцию выполняют кредитные деньги?

Д) средство платежа.

88. Пятая порция мороженого не доставляет такого удовольствия как первая. Это следствие проявления на практике действия:

Г) эффекта убывания предельной полезности

89. Что такое меновая стоимость товара?

а) форма стоимости, способность обмениваться на другие товары

б) способность обмениваться на другие товары, мера стоимости

в) количественная пропорция, в которой товары приравниваются друг к другу в обмене

Г) форма стоимости, способность обмениваться на другие товары, количественная пропорция, в которой товары приравниваются друг к другу в обмене.

90. Как можно охарактеризовать конкретный труд, создающий товары?

Б) труд в особой целесообразной форме

д) труд, создающий стоимость товара.

91. Как можно охарактеризовать абстрактный труд создающий товар?

А) труд вообще, без относительно его конкретных форм

92.Материальным условием возникновения товарного производства явилось:

А) общественное разделение труда товаропроизводителей

93. Непосредственной причиной возникновения товарного производства явилось:

В) обособление товаропроизводителей как собственников

94.Деньги – это:

А) всеобщий эквивалент

95. С точки зрения представителей теории «предельной полезности» величина ценности определяется:

А) предельной полезностью блага

96.При неизменности других факторов повышение какого фактора потребует уменьшения количества денег в обращении?

В) скорости обращения одноименных денежных единиц

97.Дать определение понятию «интенсивность» труда:

В) затраты человеческой энергии в единицу времени

98.Дать определение понятию «производительность» труда:

А) выработка изделий на одного работника

99.Величина стоимости товара в соответствии с марксистской теорией, определяется:

Г) общественно-необходимым рабочим временем

д) количеством, имеющимся в запасе.

100. Причина происхождения денег:

В) порождены развитием обмена

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ МИКРО- И МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА

ТЕМА: ПРЕДМЕТ И МЕТОД «ЭКОНОМИКС»

Экономикс - современное направление в экономической науке. Термин «Экономикс» впервые появился у Уильяма Стен­ли Джевонса (1835-1882) в работе «Принципы «Экономикс», в широкий научный оборот введен А. Маршаллом.

Экономикс - это наука, исследующая поведе­ние людей в процессе производства, распределения и потребле­ния материальных благ и услуг в мире ограниченных ресурсов; проблемы эффективного их использования, управления ими с целью максимального удовлетворения материальных потребно­стей.

Экономикс - это наука о том, как люди и общество выбира­ют способ использования дефицитных ресурсов, которые могут иметь многоцелевое назначение, для того, чтобы произвести раз­нообразные товары и распределить их сейчас или в будущем для потребления различных индивидов и групп общества.

В зависимости от уровня анализа «Экономикс» традицион­но подразделяется на два больших раздела: макроэкономиче­скую и микроэкономическую теорию или «Макроэкономику» и «Микроэкономику».

Макроэкономика изучает народное хозяй­ство в целом: структуру экономики как единой интегрированной системы; производство, распределение и использование валового национального продукта, инфляцию, безработицу, финансовую систему и т. д.

Микроэкономика изучает поведение инди­видуального экономического субъекта, как он достигает своих целей при ограниченности ресурсов; исследует обособленные экономические единицы: отрасли, фирмы, домохозяйства, от­дельные рынки; охватывает анализ таких величин, как объем производства или цена конкретного продукта, численность рабо­чих, занятых в одной фирме, выручка или доход отдельного предприятия и т. д.

Индивидуальный экономический субъект - первичный, простой элемент хозяйственной си­стемы, который невозможно разбить на составные части в рамках (терминах) этой системы, и который самостоятельно осуществляет определенные экономические функции. Таким звеном считается: домашнее хозяйство, потребитель, производитель, инвестор, собственник капитала, рабочей силы и т.д.

Поведение экономического субъекта - это процесс выработки, принятия и реализации решения о том, как ему действовать, как применить имеющиеся в его распоряжении ограниченные ресурсы и средства с наибольшей для него пользой и выгодой.

Выгода - сбережение личных сил и времени для достижения желаемого уровня собственного благосостояния. Обеспечение выгоды в экономической жизни позволяет получить больше свободного времени для реализации потребностей. Микроэкономика исходит из того, что индивидуальному экономическому субъекту присуще рациональное поведение.

Рациональное поведение - поведение, направленное на достижение максимума результата при имеющихся ограниченных ресурсах. Основным мотивом деятельности является максимизация непосредственной материальной выгоды, измеренной в конкретном показателе (для фирмы - прибыль, покупателя - потребительский излишек, инвестора - отдача от вложений и т.д.). Рациональными считаются все действия, которые приводят к уменьшению затрат или увеличению выгоды. Люди индивидуально или коллективно в своих решениях делают выбор, сопоставляя издержки и выгоды, используя экономическое восприятие.

Экономическое восприятие - восприятие с позиции соотношения "издержки-выгоды". Когда размеры издержек или выгод изменяются, экономический субъект изменяет свое поведение.

Экономикс-это наука об эффективном использовании редких ресурсов.

Экономическая эффективность характеризует связь между количеством единиц редких ресурсов, которые применяются в процессе производства, и получаемым в результате количеством какого-либо продукта. Большее количество продукта, получаемое от данного объема затрат, означает повышение эффективности. Эффективность предполагает экономическую рациональность.

Экономическая рациональность - способ выбора решений, основанный на стремлении получить наибольшие экономические результаты с минимально возможными затратами всех необходимых для этого ресурсов.

Специфические подходы к анализу экономических явлений определяют существование различных типов экономической теории.

Различают нормативную и позитивную экономикс.

Позитивная экономике имеет дело с фактами уже отобранными и перешедшими на уровень теории, т.е. интересуется собственно содержанием экономических явлений, выявляет экономические категории, отвечает на вопрос "Что это?"; свободна от субъективных оценочных суждений, исследует фактическое состояние экономики, не оценивая важности и значения данного явления.

Нормативная экономике - характеризует экономические явления с точки зрения, какими они должны быть; включает оценки и пожелания индивидов, их предпочтения.

Экономикс использует различные методы познания действительности: статистические исследования, экономико-математическое моделирование процессов, абстрагирование и др.

Абстрагирование - процесс формирования идеального, умозрительного, несовпадающего с реальным особого предмета теории.

Сущность научной абстракции состоит в том, что из всего многообразия окружающего мира выбираются лишь те элементы, свойства и взаимосвязи, которые представляются существенными с точки зрения данной теории, и формируется из них образ реального мира, который и подлежит исследованию. Позволяет привести факты в более пригодную, рациональную форму, обнаружить смысл явления за многообразием фактов.

Модель - сконструированный образ, описанный по определенным правилам и выраженный на определенном языке; упрощенная картина реальности, абстрактное обобщение действительного состояния экономики.

Предполагает что:

Все стороны (участники) изучаемого процесса действуют
одинаково;

Вся экономика сведена к рассматриваемой модели, к
представленной в ней зависимости.

По языку представления экономические модели подразделяются на: вербальные (словесно-описательные), математические и графические.

Графики представляют собой наглядное изображение зависимости между двумя переменными, служат удобным и информативным способом иллюстрации экономических зависимостей или принципов.

Принципы служат для установления взаимосвязи между фактами и выводами из них обобщений.

Обобщения - экономические принципы, которые содержат в себе несколько неточные количественные определения, формируются в виде средних данных или статистических вероятностей. Для их построения используется допущение "при прочих равных условиях". Это означает, что все факторы, за исключением изучаемых, остаются неизменными. Такой метод упрощает процесс анализа путем вычленения исследуемого явления. Обобщения опираются на факты.

Экономические факты -реальное поведение индивидов и институтов в процессе производства, обмена и потребления товаров и услуг. Они отличаются разнообразием. Задача анализа заключается в том, чтобы их обобщить и привести в систему.

Экономикс применяет дедуктивный и индуктивный методы исследования как не противостоящие, а взаимодополняющие друг друга.

Экономикс характеризует реальную действительность через выработанные ею экономические гипотезы.

Гипотеза - логическое предположение, выдвигаемое для уяснения сути определенных явлений и взаимосвязей экономической действительности. Предварительный, непроверенный принцип, возникающий в результате случайного наблюдения, умозрительного заключения, логики или интуиции.

Существует три группы экономических гипотез:

Первая группа отражает экономические явления в их связи с потребительским поведением, позволяет построить модель поведения потребителя или фирмы;

Вторая - относится к социально-политическим и экономическим институтам (например, экономические теории Западной Европы основаны на трех предположениях: свободной рыночной экономике, стабильной политической системе, частной собственности на средства производства);

Третья - связана с состоянием технологии и ресурсов в экономике, которые рассматриваются в рамках определенного временного интервала и характеризуются понятием редкости.

Редкость ресурсов - ограниченность отдельных видов ресурсов, несоответствие их количества тому, которое необходимо для удовлетворения потребностей производства, личности, общества.

Экономикс имеет свою историю развития и условно делится на классическую, неоклассическую » кейнсианскую.

Классическая (Д.Рикардо, ДЖ.Милль, Ж.Сей). Разрабатывала количественную теорию денег, теорию экономического роста и циклических колебаний, доказывала, что рыночные силы позволяют обеспечить достижение полной занятости.

Неоклассики (А.Маршалл, Дж.Гобсон, Шумпетер) занимались анализом относительных цен товаров и распределения редких ресурсов, изучали связь между общим уровнем цен, количеством денег в обращении и наличных денег у населения.

Кейнсианская связана с именем Дж.М.Кейнса, который показал, что экономика автоматически не обеспечивает полной занятости; обосновал необходимость государственного вмешательства в экономику; развил теорию процента и его воздействия на фискальную политику; рассмотрел предельную эффективность капитала и ее связь с деловым циклом; осуществил мультипликационный анализ.

Более детально отмеченные направления будут рассмотрены в процессе макроэкономического анализа.

Методология экономике основана на признании эволюционного развития экономической теории, не представляет единой, логически строгой системы принципов теоретического анализа общественной жизни для всех представителей этой науки. Общим для западных экономистов является:

1) разделение экономики на денежную сферу и
производительную (реальную). Определяющее значение отводится
сфере обращения;

2) исходным пунктом для теоретических построений служат
субъективно-психологические факторы (желания, предпочтения,
склонности, рациональное поведение, мотивы выбора хозяйственных
решений и т.д.).

Экономикс использует свой метод исследования.

Метод экономике - выявление экономической закономерности посредством контролируемого эксперимента, в котором все явления, кроме изучаемого, принимаются за неизменные.

Изучая факты, выдвигая гипотезы, делая обобщения, экономисты раскрывают принципы (законы), на основе которых функционирует экономика.

Значение "Экономикс": учит понимать сложный экономический мир, формирует гражданское сознание, вырабатывает экономический тип мышления.

Экономикс - практически полезная наука, служит для обоснования экономической политики.

Экономическая политика - проводимая государством, правительством генеральная линия действия; система мер в области управления экономикой; придание определенной направленности экономическим процессам в соответствии с целями, задачами, интересами страны.

Включает: структурную, инвестиционную, финансово-кредитную, социальную, научно-техническую, налоговую, бюджетную, внешнеэкономическую политику.

Выработка экономической политики предполагает :

Четкое определение целей;

Анализ альтернативных экономических программ;

Изучение прошлого опыта реализации программ и оценка
их эффективности.

Трудности изучения "Экономикс " связаны с: а) ошибочными и предвзятыми представлениями; б) терминологическими сложностями; в) логически неверными построениями; г) с выявлением недостаточно четких причинно-следственных связей.

Классическая политэкономия

А. Смит впервые разработал учение о хозяйстве как о систе­ме, в которой действуют стихийные законы, «невидимая рука», с помощью которой достигается «естественный порядок», эффек­тивное экономическое развитие. Следовательно, А. Смит впер­вые показал, что экономика развивается на основе стихийного механизма самонастройки, саморегулирования. В своем главном экономическом труде «Исследование о природе и причинах бо­гатства народов» (1776) А. Смит определяет источником матери­ального богатства труд вообще, существующий в рамках общест­венного разделения труда. Отсюда его теория трудовой стоимо­сти, согласно которой стоимость товара определяется количест­вом затраченного труда. Однако, считая эту теорию пригодной лишь для «первоначального состояния общества», А. Смит скон­струировал другую теорию стоимости для условий капитализма, в которой стоимость (весь годовой продукт общества) слагает­ся из доходов - заработной платы, прибыли и ренты. Но это утверждение А. Смита противоречит его трудовой теории стои­мости.

Популярность А. Смита была велика во всем мире, в том числе и в России. Уже в начале XIX в. политическая экономия преподается в университетах, становится обязательным элементом образования молодого человека привилегированных классов. Вспомним Евгения Онегина, представителя высшего общества 20-х годов XIX в., который

Читал Адама Смита

И был глубокий эконом,

То есть умел судить о том,

Как государство богатеет,

И чем живет, и почему

Не нужно золота ему,

Когда простой продукт имеет.

Вплоть до начала XIX в. политическая экономия считалась преимущественно английской наукой, а изучающих политиче­скую экономию называли смитианцами.

Крупный вклад в развитие экономической теории внес Карл Маркс, который впервые применил метод материалистической диалектики к анализу социально-экономических явлений. Это по­зволило ему не только дать критику предшествующей полити­ческой экономии, отметив все ценное, что было сказано преды­дущими учеными, но и раскрыть законы движения капиталисти­ческой системы с позиции рабочего класса («Капитал», 1867). В отличие от других экономических течений марксизм - это уче­ние о революционном преобразовании капиталистического об­щества.

К.Маркс продолжил разработку трудовой теории, открыл двойственный характер труда, воплощенного в товаре, основал теорию прибавочной стоимости, тем самым раскрыл экономическую суть эксплуатации человека человеком. Предметом исследования марксистской политэкономии являлись про­изводственные отношения и экономические законы, регулирующие обще­ственное производство, распределение, обмен и потребление. Основным объектом изучения Маркса был современный ему капиталистической спо­соб производства, который под тяжестью своих внутренних противоре­чий, по мысли Маркса, должен уйти с исторической сцены и погибнуть.


Классовый анализ буржуазного общества послужил основой для игнорирования учения К. Маркса отдельными экономическими школами. Однако в последние десятилетия наметилась тенденция к тому, чтобы марксизм занял заслуженное место в истории эконо­мической науки. Отдельные положения марксистской теории стали широко использоваться «радикальной» экономической школой.

Критикуя различные направления экономической мысли, ра­дикальная политическая экономия стремится занять промежуточ­ное положение между марксизмом и буржуазным реформизмом, выступая, по словам американского экономиста Е. Хаита, «за радикальную экономическую реорганизацию, но не революцию».

Для создания систе­матической экономической теории в докапиталистическую эпоху еще не было предпосылок. Лишь становление рыночного хозяйства создало условия для научного исследования и систематизированного описания хозяйственной деятельности людей. Поэтому политическая экономия возникла как научное понимание и обоснование экономики капитализма. Основным объектом исследований стало производство. А.Смит, Д. Рикардо, С.Симонди основатели теории трудовой стоимости.

Конец XIX - начало XX в. обозначил новую развилку в экономиче­ской теории. Отказ от теории трудовой стоимости, место которой заня­ла теория предельной полезности, привел к зарождению новой научной школы с соответствующими терминологическими изменениями. Наряду с термином «политическая экономия» стало широко использоваться более узкое понятие «экономикс». Политэкономия изучает глубинные причинно-следственные свя­зи в производстве с целью раскрытия его сущностных характе­ристик. Ее ключевой категорией является стоимость. Экономикс изучает поверхностные отношения и описывает функциональные зависимости на основе принципа рационализации потребитель­ского выбора. Для Экономикс ключевой категорией является цена; Современный экономике - характерно неклассическое значение. Она не ставит перед собой задачи проникновения в сущност­ный мир, а довольствуется внешним миром. Экономикс, не являясь наукой сущностной, не интересуется сто­имостью. Он базируется на анализе цены. Почему цены, а не стоимос­ти? Дело в том, что экономикс - теория рыночной организации обще­ственного производства. А на рынке господствует цена, понижение или повышение которой определяет судьбу, как продавцов, так и поку­пателей. Цена - главное «божество» и «боль» Экономикса, ее «основ­ной» вопрос. Все вырастает из цены, к ней сводится и ей подчиняется. Вот почему в центре логической системы Экономикса находится не стоимость (как в политэкономии), а цена.

Цена в Экономиксе определяется полезностью вещи, а не затратами труда. В этом главное различие между политэкономией и Экономиксом.

Крупнейшим представителем нового веяния в экономиче­ской науке является английский экономист Альфред Маршалл. Свои экономические воззрения он отразил в труде «Принципы экономики» (1890). Исследование экономических проблем А. Мар­шалл связывает с микроанализом. В центре внимания его учения - индивид, свобода выбора индивида, решение преимущест­венно практических вопросов. А. Маршалл первым применил в экономической теории математический аппарат. А. Маршалл - один из родоначальников маржиналистского направления в экономической науке (маржа - предел). С его име­нем связаны новые разделы в экономической науке - теория пре­дельной полезности и предельных издержек.

Маржиналистское направление в центр предмета экономи­ческой теории ставит проблему рационального выбора. Однако теории маржиналистов, в том числе и А. Маршалла, отличаются статичным характером, преодолеть который пытался австрийский экономист Йозеф Шумпетер. Его работа «Экономические цик­лы» (1939) раскрывает динамику капиталистического производ­ства, связывая его с инновационным процессом. Й.Шумпетер показал взаимосвязь трех видов циклов - коротких (2 года 4 месяца), средних (10 лет) и длинных (55 лет) циклов.

Настоящую революцию в экономической теории произвела опубликованная в 1936 г. «Общая теория занятости, процента и денег» Джона Кейнса, с чьим именем связано рождение нового направления в экономической мысли - кейнсианства. Дж. Кейнс и его последователи повернули экономическую теорию к макроэко­номике, рассматривая все проблемы как общественно-националь­ные. С этих позиций кейнсианцы анализируют и хозяйственный механизм рыночной экономики. Дж. Кейнс отказался от рассмот­рения рынка как идеального саморегулирующегося механизма, ибо он не может обеспечить «эффективный спрос».

Заслуга Дж. Кейнса состоит в том, что он впервые указал на важную роль государства, которое посредством кредитно-денеж­ной и бюджетной политики обеспечивает эффективное функцио­нирование рыночной системы.

Американский экономист Пол Самуэльсон, выступивший с концепцией «неоклассического синтеза», пытается органически соединить методы рыночного и государственного регулирова­ния. П. Самуэльсон известен как ученый, написавший первый учебник «Экономикс». Начиная с 1948 г. учебник переиздавался десятки раз. На русский язык он переведен в 1964 и 1992 гг.

В конце 50-х - начале 60-х годов возникло противополож­ное кейнсианству направление - монетаризм. Его лидер американский экономист Милтон Фридмен в своем труде «Деньги и экономическое развитие» (1973) доказал, что главным механиз­мом функционирования экономики являются рынок и свободное предпринимательство, а вмешательство в экономику государст­ва ограничено лишь денежной сферой.

Еще одно направление современной экономической мысли - институционализм, возникшее на рубеже XIX и XX вв. Одним из первых представителей этого направления является американ­ский экономист и социолог - Торстейн Веблен. Институционалисты считают, что главным фактором перемен в обществе являет­ся не рынок, а институты, человеческие отношения. Особый инте­рес они проявляют к юридическим наукам, поскольку правило поведения институтов на рынке определяет право. Крупнейший ученый и пропагандист институционализма в современных усло­виях - американский экономист Джон Гэлбрейт, считающий ос­новными институтами современной смешанной экономики госу­дарство, корпорации и профсоюзы. Дж. Гэлбрейт написал много интересных работ, некоторые из них («Новое индустриальное об­щество», 1969, «Экономические теории и цели общества», 1976) переведены на русский язык. В 70-х годах в рамках неоинституционализма возникла теория прав собственности и трансакционных издержек. Ее основатель - американский экономист Рональд Коуз, лауреат Нобелевской пре­мии (1991), который разработал контрактный (трансакционный) подход к теории институтов. По мнению Р. Коуза, способ организа­ции экономической деятельности в обществе зависит от соотноше­ния издержек на проведение операций на рынке и организации их внутри фирмы. На основе динамики экономических показателей Р. Коуз сделал вывод, что пока права собственности покупаются и продаются, аналогично будет меняться и принадлежность ресурсов независимо от того, как они распределены изначально. Рынок прав собственности уменьшает сферу вмешательства государства в раз­мещение ресурсов или воздействия на него.

Экономика - единственная область социальных наук, до­стижения в которой отмечаются Нобелевской премией. Конечно, кроме Нобелевских лауреатов есть немало выдающих­ся экономистов, не удостоенных высокой награды. Это связано с тем, что она "учреждена лишь с 1969 г. (поэтому эпохальные про­изведения Дж. М. Кейнса оказались автоматически вне сферы внимания Нобелевского комитета), а также присуждается лишь прижизненно (иначе, вероятно, могли бы удостоиться Нобелев­ской премии и русские ученые Н. Кондратьев и А. Чаянов).

Труды Нобелевских лауреатов по экономике, обладая призна­ками различных научных школ, в целом отражают два основных направления - неокейнсианство и монетаризм. Одно направление представляет П. Самуэльсон, пытающийся осовременить постула­ты Дж. Кейнса об ответственности государства за состояние эконо­мики. Второе направление, представленное Чикагской школой, воз­главляет М. Фридмен, уповающий на чудодействие рыночных сил. Одновременно идет поиск точек соприкосновения этих двух на­правлений, чтобы избежать одностороннего толкования развиваю­щихся экономических процессов (Ф. Модильяни).

Экономикс

Данная статья посвящена возникновению и критике термина «экономикс» в русском языке. Об отрасли науки см. Экономика , Экономическая теория , Политическая экономия .

Вместе с тем, в роли учебного курса экономикс являет собой объёмный компендиум, позволяющий учащимся охватить базовые экономические понятия (в основном, относящиеся к современным рынкам). Предоставляя набор абстрактных формул, не претендующих на адекватное отражение реальности (и не всегда могущих быть положенными в основу конкретных экономических прогнозов), экономикс (в отличие от политической экономии) ориентирует учащихся не на последующее изучение фундаментальных движущих сил экономического развития, а на поверхностно-прагматическое их восприятие как неких внешних данных. Впервые термин в английском языке появляется в трудах британского экономиста Альфреда Маршалла .

Этимология термина economics и его место в системе категорий экономических дисциплин

Критика

Сегодня в предисловиях учебников под названием «Economics» каждая группа авторов по-своему разъясняет соотношение между старинным термином «economy» («хозяйство») и вновь введённым «economics». Разговоры о „различиях” между ними с научной точки зрения беспредметны: в первом случае мы имеем дело с объектом, а во втором - с одним (далеко не единственным) из приёмов его научного познания.

Помимо вышеизложенных, существуют и другие аргументы, отрицающие обоснованность использования термина «экономикс» в русском языке, в т.ч. по лингвистическим соображениям. Так, В. М. Гальперин указывал на несклоняемость термина, у которого неясен даже грамматический род , указывал на литературную неграмотность оборотов типа «принципы экономикс» . Ирония аргументов, что математику по-русски не называют «математикс», физику - «физикс» и т. д. способствовала полемическому заострению этой проблемы.

Тем временем, развитие наук, в том числе экономических, требует наличия чётких и правильных словоформ в роли категорий , т.е. определений, имеющих сугубо однозначное понимание. Некоторые словари рекомендуют употреблять вместо заимствования «экономикс» хорошо освоенные русским языком слова «экономика», «экономическая теория». К этому можно добавить, что практика использования данного термина в русской научной литературе ( , монографиях , учебниках , кандидатских и докторских диссертациях) даёт немало плодотворных прецедентов передачи исходного «Economics» описательными определениями. Не запрещена и практика использования написания латиницей - это полезно в т.ч., когда речь идёт об учебных курсах: их именование в каждой стране подчинено своим собственным стандартам и традициям, что исключает возможность нахождения в русском языке аутентичного эквивалента как такового.

Cм. также

Литература

  • Блюмин И.Г. История экономических учений. - М., 1961.
  • Каратаев Н.К. Economics - буржуазная политэкономия. - М.: Наука, 1966. - 272 с.

В цит. статье В.М.Гальперина (журнал «Высшая школа», 1992 №2) ошибочно указано изд-во «Экономика»; сверено с оригиналом книги Н.К.Каратаева

Примечания

  1. См.: Блюмин И. Г. История экономических учений (очерки теории). - М.: Высшая школа, 1961. - С. 174−192.
  2. Впервые этот эксперимент Альфред Маршалл проделал в 1879 году , назвав свой труд The economics of industry (L., 1879).
  3. «Принципы экономической науки» (Principles of Economics, 1890-1891) .
  4. Маршалл А. Принципы политической экономии: в 3 тт. / пер. с англ. Р. И. Столпера, В. Т. Рысина и В. И. Бомкина. - М.: Прогресс , 1983−1984. - Серия «Экономическая мысль Запада».
  5. Маршалл А. Принципы политической экономии: в 3 тт. - М.: Прогресс , 1993. - Серия «Экономическая мысль Запада».
  6. Каратаев Н. К. Economics - буржуазная политэкономия. - М.: Наука, 1966. - 272 с.
  7. Термин неоклассическая школа Торстейн Веблен ввёл в 1900 году .
  8. Посл. (18-е) изд. см.: Самуэльсон П. Э. , Нордхаус В. Д. Экономика. - М.: Вильямс, 2008. - 1360 с. - ISBN 978-5-8459-1446-0 .
  9. Каратаев Н. К. Указ. соч., с. 5.
  10. В Италии it:Economia politica - название предмета и одной из специализаций по высшему образованию, см. напр. it:Università Commerciale Luigi Bocconi
  11. Например, The Review of International Political Economy. Однако один из старейших американских научных журналов по экономической теории - «The Journal of Political Economy » - издающийся с 1892 года , публикует статьи только в рамках современной экономической теории.
  12. Гальперин В.М. Экономикс, сиречь наука экономическая // «Высшая школа», 1992 №2. М.:1992
  13. Мэнкью Г. Принципы экономикс
  14. Гальперин В. М. Экономикс, сиречь наука экономическая /
  15. Микерин Г. И. Стандарты оценки 2007: «Пересмотр понятий» или «Смена парадигм» /
  16. Афонцев C. Дискуссионные проблемы концепции национальной экономической безопасности // «Россия XXI». - 2001. - № 2. - С. 38 .
  17. Войтов А. Г. История экономических учений .
  18. Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь . - М., 2003.
  19. Термин Экономикс в Google Books .

Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Дорогие друзья, перед вами находится уникальная книга Макконнелл Брю Экономикс, которая поможет узнать больше о такой интересной и полезной науке как экономика. Учебник является одним из самых популярных на территории США и на сегодняшний день материал был переиздан целых 16 раз. Это значит, что книга постоянно дополнялась и совершенствовалась. В 1992 году она была переведена на русский язык, чтобы славянский читатель смог по достоинству оценить писательский талант авторов. Конечно же, это издание представляет собой учебное пособие, но никогда ещё основные аспекты экономики не подавались с помощью такого живого и интересного языка.

Сегодня книга Макконнелл и Брю Экономикс используется в большинстве российских учебников в качестве обязательного пособия. Отметим, что шестнадцатое издание было рекомендовано министерством Образования Российской Федерации для учащихся высших учебных заведений. Один из авторов этой замечательной книги, профессор Р. Макконнелл работает профессором университета экономики в США. За весь период своей преподавательской деятельности он не только обучил великое множество студентов, но и стал соавтором некоторых пособий по экономике. Профессор Макконнелл также участвовал в создании книги «Методика курса по экономике». Однако его самым лучшим трудом стала книга Макконнелл Брю Экономикс.

Профессор экономики Лютеранского университета Стэнли Л. Брю также выступил соавтором этого превосходного издания. На данный момент он читает курсы по экономике труда, организации промышленности и истории экономического учения. Конечно же, он гордится своим сотрудничеством с профессором Макконнеллом.

Макконнелл и Брю "Экономикс" – в чём ценность этого издания?

Отметим, что перевод этой замечательной книги получился на редкость удачным. Раньше подобная литература издавалась на территории России только с целью пополнения коллекции научной библиотеки и поэтому такие произведения были открыты только тем, кто имел доступ к хранилищу. Однако переводчики того времени допускали много ошибок и русские варианты издания часто не совпадали с оригиналом. Но сегодня учащиеся могут заниматься по таким полноценным книгам как Экономикс. Принципы проблемы и политика.

К тому же эта книга оказалась чрезвычайно актуальна хотя бы потому, что в 21 веке наша страна перешла на рыночное хозяйство. Однако это привело к новым проблемам, и российским специалистам нужно было где-то набирать опыт. Экономика нашей страны распрощалась с административно-командной системой. И как в экономической сфере, так и в общественной, мы вынуждены были решать проблемы, связанные с переходом на рыночное хозяйство. Хорошо, что нашлись переводчики, которые смогли сделать доступной для широкого круга книгу Экономикс. Принципы проблемы и политика.

Благодаря этой книге нам не нужно повторять те же самые ошибки, которые уже совершались на зарубежных рынках. Читатель не может не согласиться с тем, что для нас будет очень полезно использовать опыт других стран. В данном учебнике раскрываются основные аспекты рыночной экономики, которая была сформирована в конце 20 века и если студент сможет изучить все аспекты этой картины, то он увидит приоритеты, к которым нужно стремиться нашим экономистам. Предлагаем прямо сейчас Макконнелл Брю Экономик скачать, чтобы начать исследовать эту замечательную науку.