Антимонопольная политика в россии. Государственная антимонопольная политика Применение антимонопольной политики

Необходимость антимонопольной политики государства обусловлена общественно-экономическими потерями от деятельности монополий. Эти потери проявляются:

  • - в более высоких ценах;
  • - монополии неэффективно используют ресурсы;
  • - угроза снижения качества продуктов в производстве монополистов.

Антимонопольная политика - это комплекс мер государственного регулирования экономики, направленных на предупреждение, ограничение и пресечение монопольной деятельности, обеспечение всем хозяйствующим субъектам равных условий конкуренции и недопущение недобросовестной конкуренции.

Существует двемодели антимонопольного регулирования:

  • 1. Американская - запрещение монополии как структурной единицы.
  • 2. Европейская - упор на контроль со стороны за злоупотреблениями.

Антимонопольная политика различается по отношению к естественным и искусственным монополиям. Естественная монополия - экономически оправдана (транспорт, водоснабжение и т.д.). Искусственная монополия сформировалась за счет слияний, скупки, соединений.

Существует два основных подхода к ценовому регулированию естественной монополии:

  • 1. Принцип максимизации производства - ориентиром для снижения цены в условиях этого принципа, является установление цены на уровне предельных издержек.
  • 2. По принципу обеспечения безубыточности. Государство устанавливает цену на уровне средних издержек (у монополии нет прибыли, нет убытка). Недостаток – товарный дефицит.
  • 3. Реструктуризация монополии, например, энергетика.

Специфика антимонопольного регулирования в РФ обусловлена высокой степенью монополизации, которую экономика унаследовала от административно-командной системы СССР.

Возможности понижения степени монополизации:

  • - разделение монопольных структур;
  • - иностранная конкуренция;
  • - создание новых предприятий.

ФЗ от 17. 08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях»
ФЗ от октября 2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»

Федеральная антимонопольная служба (ФАС). Задачи:

  • - контроль над ценами;
  • - за слиянием крупных предприятий;
  • - пресечение разнообразных форм сговора (одно предприятие владеет акциями другого);
  • - недопущение системы участия и личной унии (личный сговор руководителей предприятий);
  • - пресечение недобросовестной конкуренции.

План

2. Элементы антимонопольного регулирования

3. Цели, задачи и основные направления антимонопольного регулирования

4. Регулирование деятельности естественных монополий

5. Современное состояние зарубежного антимонопольного регулирования

Антимонопольная политика государства - это комплекс осуществляемых государством экономических, административных и законодательных мер по обеспечению условий эффективного функционирования конкурентного рынка и недопущению его чрезмерной монополизации.

Основа монополизма в экономике заключается в доминирующем положении хозяйствующего субъекта на рынке определенного товара, позволяющем ему:

Оказывать решающее влияние на конкуренцию

Затруднять доступ на рынок другим хозяйствующим субъектам.

Основные признаки монополизации: ограничение конкуренции; дискриминация потребителя; искусственное завышение цен; снижение выпуска продукции.

Экономическое содержание монополии - это власть поставщика товара (услуги) над условиями его сбыта.

Противоположностью монополизма является конкуренция . Экономическое содержание конкуренции состоит в том, что ни один поставщик, ни группа поставщиков не имеют власти над условиями сбыта, и каждый из них заинтересован в снижении издержек, улучшении качества, обновлении продукции и технологии.

В системе антимонопольного регулирования экономики в любой стране само понятие монополиста определяется через понятие «доминирующее положение». Доминирующее положение - это исключительное положение хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов на рынке определённого товара (услуги), дающее ему (им) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем рынке или затруднять доступ на него другим хозяйствующим субъектам.

Недобросовестной конкуренцией считают любые действия, противоречащие правилам, торговым и другим честным обычаям в предпринимательской деятельности. Это - распространение ложных сведений, способных причинить убытки другому хозяйствующему субъекту или нанести ущерб его деловой репутации; ложная информация о потребительских свойствах и месте изготовления продукции; некорректное сравнение хозяйствующим субъектом своих товаров с товарами других хозяйствующих субъектов; продажа товара с незаконным использованием интеллектуальной деятельности, торговых марок, фирменных знаков; получение, использование, разглашение научно-технической, производственной или торговой информации без согласия её владельца.

Антимонопольная деятельность государства предполагает:


2. государственно-властные меры, препятствующие захвату отдельными организациями доминирующего положения на рынке;

3. поддержку предпринимательства путём осуществления мер по стимулированию увеличения объектов производства дефицитной продукции, способствующих насыщению рынка дефицитными продуктами и услугами.

В Украине органом исполнительной власти со специальным статусом является антимонопольный комитет, к основным функциям деятельности которого относятся:

Подготовка предложений по совершенствованию антимонопольного законодательства и практики его применения;

Развитие товарных рынков и конкуренции;

Осуществление мер по демонополизации производства и обращения;

Контроль крупных сделок по купле-продаже акций;

Контроль соблюдения антимонопольных требований при создании, реорганизации и ликвидации хозяйствующих субъектов.

Целями антимонопольной деятельности государства являются :

Насыщение рынка продуктами и услугами, ликвидация дефицита;

Развитие конкуренции, пресечение недобросовестной конкуренции и формирование тем самым цивилизованных рыночных отношений;

Ограничение и пресечение деятельности сложившихся монополий, недопущение образования новых;

Борьба с нарушениями закона, препятствующими развитию нормального рынка, в том числе борьба с коррупцией;

Поддержка новых и, прежде всего, негосударственных экономических структур;

Защита прав потребителей.

Естественная монополия - состояние товарного рынка, при котором, во-первых, удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства; во-вторых, товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товара.

Государственное регулирование деятельности естественных монополий включает: целевое регулирование (в том числе тарифов на электрическую и тепловую энергию); определение потребителей для обязательного обслуживания; установление минимального уровня их обеспечения в соответствии с украинским законодательством.

В каждой стране антимонопольное законодательство имеет свою специфику, но выделяются общие для всех положения: контроль за слиянием компаний; запрещение соглашений и сговоров предпринимателей (картелей); пресечение недобросовестной конкуренции.

Вопросы для самопроверки

1. Сущность и содержание антимонопольной политики.

2. Тенденции предпринимательской деятельности на товарном рынке.

3. Основные признаки и экономическое содержание монополизации.

4. Экономическое содержание конкуренции.

5. Элементы антимонопольного регулирования.

6. Сущность «доминирующего положения».

7. Понятие недобросовестной конкуренции.

8. Элементы антимонопольного регулирования.

10. Цели антимонопольной деятельности государства.

11. Естественная монополия, понятие, виды.

12. Элементы госрегулирования деятельности естественных монополий.

Одним из важных направлений государственного регулирования отраслевых рыночных структур и поведения фирмы в экономике является антимонопольная политика правительства, то есть корректировка такой деятельности фирм, которая рассматривается как наносящая ущерб конкуренции на рынке.

Среди целей государственной антимонопольной политики можно выделить такие, как:

  • · обеспечение эффективности производства и распределения ресурсов в экономике;
  • · предотвращение или ликвидация нежелательных рыночных структур и нежелательного поведения экономических агентов - то есть таких ситуаций, которые рассматриваются как нарушающие общественное благосостояние;
  • · помощь одним группам экономических агентов за счет других (например, содействие малым фирмам в их конкуренции с крупными, независимо от их эффективности, или фирмам одних отраслей по сравнению с другими сферами деятельности).

Хотя каждая цель является важной с точки зрения экономики в целом, отдельные страны уделяют разное значение целям в своих антимонопольных законодательствах, что отражает те или иные предпочтения стран в стимулировании конкуренции. Все же большинство стран стоит на позиции препятствования определенной деятельности фирм, которая рассматривается как незаконная.

Согласно традиционной антимонопольной политике, к поведению фирм, которое считается незаконным, относят следующие типы действий:

  • · фиксирование продажных цен, тайное и явное, так что назначаемые фирмой цены выпадают из сферы влияния рынка;
  • · ограничения покупки: запрет заказчикам покупать какой-либо товар в другом месте, у другого продавца, по другой цене или в другом объеме, чем установлено фирмой-продавцом;
  • · ограничения продажи: запрет поставщикам продавать товар другому клиенту, в другом месте, по другой цене или в другом объеме, чем это предусмотрено контрактом с фирмой-покупателем;
  • · связанные продажи: продажа одного товара клиенту при условии, что он покупает какой-либо еще (оговоренный заранее в контракте) продукт данной фирмы;
  • · недобросовестная реклама: акцент в рекламных посланиях на таких качествах продукта, которые в действительности у данного изделия отсутствуют, или подчеркивание недостатков товара конкурирующей фирмы, которые на самом деле у него могут и не быть;
  • · недобросовестная маркировка товара: оформление внешнего вида товара таким образом, который не отвечает его назначению, или указание таких его внутренних характеристик, которые продукту не присущи;
  • · вертикальные или горизонтальные ограничения конкуренции:
  • · давление на поставщиков (потребителей) продукции или на другие фирмы, производящие данный продукт, с целью усиления собственного влияния фирмы на рынке через принудительное навязывание партнерам своих правил поведения. На практике проведение антимонопольной политики сталкивается с определенными трудностями, среди которых можно выделить следующие;
  • · зачастую отсутствуют однозначные трактовки последствий поведения фирмы. Например, слияние двух фирм может привести, с одной стороны, к росту продажных цен товара (отрицательное последствие несовершенной рыночной структуры), а с другой стороны, подобное взаимодействие двух фирм может выразиться во внедрении нового продукта или в улучшении качества старого товара (положительное последствие монополии). То есть при проведении антимонопольной политики должен быть подведен баланс последствий как отрицательных, так и положительных;
  • · неопределенность субъекта ущерба от несовершенной рыночной структуры. Часто не столь очевидно, кто должен подавать в суд и считать себя ущемленной стороной: розничный продавец-дилер товара, выпускаемого монополистом, или конечный потребитель продукции, поскольку непосредственное воздействие ограничений со стороны фирмы, обладающей рыночной властью, может проявляться не столько в отношении посредствующего звена товарной цепи, сколько на положении индивида, покупающего товар для потребления, так как торговец нередко способен переложить бремя монопольного воздействия на своего покупателя. В свою очередь разрозненность конечных покупателей ведет к тому, что не всегда нарушения добросовестного поведения фирмы на рынке фиксируются и становятся объектом регулирования государства.

Для измерения последствий государственного регулирования применяются ряд методов, например:

  • · сравнение последствий и условий функционирования регулируемых и нерегулируемых фирм и рынков;
  • · использование вариаций степени интенсивности регулируемых ограничений на одном и том же рынке или в одной и той же отрасли;
  • · контролируемые эксперименты: проведение регулирующих мероприятий в небольших масштабах для выяснения воздействия какой-либо меры на поведение фирм;
  • · моделирование поведения фирм и рынков с разными условиями функционирования (например, с использованием компьютеров).

Рассмотрим разные варианты осуществления конкурентной политики стран с развитой рыночной экономикой и российский опыт.

Появление первых монополий в России происходит в к конце 19 века. К таким можно отнести Союз рельсовых фабрикантов и другие объединения. Интересно заметить, что эти монополии создавались самим государством в таких отраслях как: техника, транспорт, металлургия, нефть и.д.И постепенно монополии захватывали и другие важные отрасли промышленности. Создавались они виде картелей и синдикатов, где сохранялась хозяйственная и финансовой самостоятельность. В 1908 году в тогдашней Российской Империи и была попытка формирования антимонопольного законодательства на основе закона Шермана, который был принят в США. Но по стечению определенных обстоятельств не был принят, содействии этому оказали организации российских предпринимателей. Монополии существуют во всех странах мира, но особенностью монополий России заключается в том, что они появились на основе государственного монополизма административно-командной экономики. После распада СССР Российское законодательство о конкуренции вводилось при больших монополиях и в начале формирования рыночных отношений. Именно поэтому для России необходимо было не только ограничить монополизацию и злоупотребления доминирующим положением, но и создавать условия для свободной конкуренции.

Становление антимонопольной политики современной России начинается в 1991 г., когда в 22 марта вступил в силу закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках». В данном законе были изложены основные задачи государственной конкурентной политики: помощь в формировании рыночных отношений путем развития конкуренции и предпринимательства, контроль, регулирование, ограничение монополистической деятельности и несовершенной конкуренции, государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства.

Органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов,(смотри рисунок 1) контролю и надзору за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных рынках, защиты конкуренции на рынке финансовых услуг, деятельности субъектов естественных монополий, рекламы.

Основными функциями ФАС являются:

Рисунок. 1. Функции антимонопольного органа

Основные законы и нормативные акты, контроль за которыми возложен на ФАС систематизированы в следующем рисунке 2:


Рисунок. 2. Основные законы и нормативные акты

В своей деятельности ФАС руководствуется Конституцией РФ, Федеральными законами, распоряжениями и указами Президента и Правительства РФ. ФАС также осуществляет свою деятельность через свои территориальные органы, которые работают во всех субъектах страны. Их деятельность направлена на сохранение единого экономического пространства России и имеют централизованное подчинение ФАС. Все хозяйствующие субъекты: коммерческие и некоммерческие организации, физ. лица, а также ИП должны по требованию ФАС предоставить все необходимые документы, сведения и иную информацию, которая нужна для осуществления ФАС ее легальной деятельности.Информация, составляющая коммерческую тайну, полученная ФАС при осуществлении своей деятельности, не подлежит разглашению, исключением является случаи, установленные ФЗ. За разглашение данной информации, сотрудники ФАС несут административную и уголовную ответственность, а причиненный вред подлежат возмещению из казны РФ.Отсутствие конкуренции порождает возникновение монополий, которые ведут совсем обратным процессам. Комплекс мер и действий государства, которые направлены на ограничение монопольной деятельности и обеспечение свободной конкуренции называется антимонопольная политика государства. Антимонопольная политика - это основное направление деятельности государства по формированию конкурентных рыночных структур. Она направлена на содействие развитию товарных рынков и конкуренции, на предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, на защиту прав потребителей. Антимонопольная политика представляет собой особый комплекс экономических, административных и законодательных мер, осуществляемых

государством и направленных на то, чтобы обеспечить условия для рыночной

конкуренции и не допустить чрезмерной монополизации рынка, угрожающей

нормальному функционированию рыночного механизма.

Основными направлениями антимонопольной политики являются:

Обеспечение и развитие конкуренции;

Контроль над хозяйствующими монополиями;

Контроль за процессом концентрации капитала;

Защита интересов потребителей;

Защита и поддержание малого и среднего бизнеса.

Основные цели антимонопольной политики представлены на рисунке 3, таковыми являются:


Рисунок.3.Экономические цели антимонопольной политики

Основные задачи Антимонопольной политики государства:

Обеспечение благоприятных условий и стимулов для развития конкуренции и предпринимательства в национальной экономике.

Снятие всех преград на пути активизации конкуренции на правовой основе, позволяющее исключить монопольные действия субъектов рынка, центральных органов власти и управления, диктат хозяйствующих субъектов.

Определение правового режима регулирования ответственности за монопольные действия и нарушения правил честной конкуренции.

Защита интересов малого и среднего предпринимательства от произвола крупного бизнеса.

Создание условий для развития национальной экономики.

Государственная антимонопольная политика в общем охватывает круг задач, которые направленны на развитие экономики, развитие конкурентоспособности товаров и услуг, обеспечение эффективной занятости населения. Также поддерживает участие антимонопольных органов в выборе экономической политики государства, методов и направлений, которые должны оказать значимое влияние на конкурентную структуру рынка и финансово-хозяйственную деятельность рыночных субъектов.Антимонопольная политика действует практически во многих странах мира. Не смотря на, что характер и содержание антимонопольной политики разных странах имеют свои особенности, общими основами для всех стран является: охрана и поощрение конкуренции, контролирование деятельности фирм, занимающими положение на рынке, контролирование цен, защита интересов потребителей товаров и услуг, защита интересов и помощь развитию среднего и малого бизнеса.Отсутствие антимонопольной политики в некоторых странах, объясняется разными факторами. Например: такие страны не могут себе позволить такую программу из-за больших затрат и усилий. Антимонопольное политика чаще всего отсутствует в небольших экономиках. Можно предположить, что такие малые экономики, в отличии от крупных, не в состоянии противодействовать появлению крупных по местным масштабам хозяйств. В основном это страны Африки и Ближнего Востока.

Говоря об эволюции антимонопольной политики, можно заметить, что менялась оценка полезности как конкуренции, так и монополии. Выделяют 2 этапа: время господства особо жестокого отношения к монополистическим явлениям, и время, связанное с тенденцией осмысления и рассмотрения взаимосвязи монополии и конкуренции с точки зрения повышения эффективности экономики. То есть принимается во внимание способность действующих там корпораций обеспечивать своевременное обновление выпускаемой продукции, ее высокую конкурентоспособность на мировом рынке, высокое качество, эластичность цен. Если эти требования недостижимы, то рынок признается монополизированным, а действующие на нем структуры подлежат демонополизации.В связи с рассматриваемым вопросом интересна проблема ограничения конкуренции или государственной поддержки монополистических структур. Во-первых, нередко государство стимулирует развитие определенных видов деятельности, ограничивающих конкуренцию. Во-вторых, оказывает прямую поддержку монополистическим структурам, если монополия рассматривается как экономически целесообразная. Для реализации этих направлений государство принимает разные законодательные акты, регулирующие цены в определенной отрасли, вмешивается в розничную торговлю с целью фиксации единых розничных цен на определенные товары и использует мировой опыт для решения поставленных задач. Демонополизация – это постоянная функция и основное направление деятельности государства в рыночной экономике.Государственные органы используют различные способы и методы для борьбы с монополией. Основными приемами направленные на демонополизацию являются: контроль слияний фирм, которые работают в одной отрасли.

Слияние компаний - это ситуация на рынке, когда один субъект рынка приобретает акции или долю другого. В результате второе предприятие становится составной частью первой. Горизонтальное слияние – сговор конкурирующих компаний о единых фиксированных ценах, о разделении рынка. Вертикального слияния представляет объединение поэтапно связанных производств. Слияние бывших поставщиков и потребителей лишает возможности другим фирмам продавать свои товары фирме-покупателю. Жестким наказанием из-за участия в горизонтальном или вертикальном слиянии является расформирование компании. Конгломератные слияния – это объединение предприятий из разных отраслей. Такое слияние обычно разрешаются. Например: если компания отрасли металлургии или нефтяная компания приобретает фирму по производству молочных продуктов, их состояние в результате слияния в соответствующих отраслях практически не меняются. Чаще всего под контроль попадают крупные компании, занимающие большую долю на рынке, близкую к контролируемому государством уровню концентрации. В России разрешение на слияние дает Министерство по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства, после проведения анализа возможных изменений на рынке. Проводят проверку территориальных и товарных границ рынка, изменение концентрации до и после слияния, изменение цен. Для обоснования слияния фирмы должны предоставить расчеты, которые показывают понижение цен или фиксацию. Но нет гарантии в повышении цен через некоторое время.

Защита конкуренции на конкурсных торгах. Конкурсные торги позволяют исключить фаворитизм, коррупцию, нечестные сделки. Конкурсные торги при публичном распределении договоров и сделок на поставки или работы, являются важным способом защиты интересов общества. Фальсификация заявок приводит к прямого нарушениюnФедеральным и местным властям, органам субъектов или местного самоуправления запрещается ограничивать создание новых хозяйствующих субъектов, устанавливать запреты на виды деятельности, создание товаров, кроме случаев, определённых российским законодательством. Запрещается устанавливать запреты на передвижение товаров между регионами Российской Федерации или другим способом ограничивать права хозяйствующих субъектов.Предоставление льгот хозяйствующим субъектам, которые преимущества по сравнению с другими субъектами в одной отрасли требует согласования с федеральными антимонопольными органами.

Не допускается участия в предпринимательской деятельности должностных лиц, органов государственной власти и государственного управления.

Демонополизация российской экономики имеет свои принципы:

1. Анализ рынков, выделение среди них конкурентных и монопольных. Для выяснения степени монополизации рынка нужно выяснить долю продукции компании в общем объеме. Если показатель выше 60 % этот рынок является монополизированным, если ниже 20 %, не монополизирован.

2. Разносторонний подход к монопольным рынкам. Предполагает, что антимонопольная политика не должна направляться против всех монополий.

3. Выявление отрасли естественной монополии, которая в принципе не подлежит демонополизации.

4. Определение монополий, против которых государство использует жесткие меры. Государство контролирует процессы слияния компаний и далеко не каждое из них признается легальным и допустимым. Антимонопольная политика в первую очередь направлена против таких монополий.

5. Сочетание антимонопольной политики, правовых норм (анти- монопольного законодательства) и организационного механизма, обеспечивающего их реализацию. Такая форма в развитых странах действует уже давно, а в России она находится еще в стадии формирования.

6. Синхронное проведение демонополизации и либерализации цен, потому что одна либерализация цен приводит к закреплению позиций монополий, которые могут свободно назначать свои цены.

7. Совершенствование и укрепление рыночных структур, которые противостоят монополиям.

Цель антимонопольной политики заключается в том, чтобы в экономике действовала только зона естественной монополии. Однако у условиях рыночной экономики многим монопольным отраслям характерны черты естественной монополии. По функциональному назначению естественные монополии можно разделить на технологические олигополии, научно-технические и государственные монополии. Специфика технологий в некоторых отраслях естественным образом приводит к технологической олигополии. На основе приобретенных патентов и лицензий формируется естественная научно-техническая монополия.

Как уже говорилось выше, естественная монополия образуется на рынке, когда одна фирма может производить товар низкими издержками, чем несколько более малых фирм. С увеличением объема выпуска естественной монополии происходит снижение средних издержек производства.

Фирмы, достигшая положение естественной монополии в отрасли, может устанавливать цены выше издержек и ограничить количество товаров по сравнению с оптимальным для общества. Таким образом, возникает необходимость государственного регулирования естественных монополий. С этой целью в 1995 году в России был принят закон о регулировании естественных монополий.

Методы регулирования субъектов естественных монополий:

Ценовое регулирование, осуществляемое посредством определения цен или их предельного уровня;

Определение потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию, и установление минимального уровня их обеспечения в случае невозможности удовлетворения в полном объеме потребностей в товаре, производимом субъектом естественной монополии.

Нарушениями, за которые естественные монополии наказываются штрафами являются:

Установление цен, выше уровня установленных органом регулирования естественных монополий. Штраф до 15тыс. МРОТ;

Неисполнение решения, выданного органом регулирования естественных монополий в соответствии. Штраф до 10 тыс. МРОТ;

Предоставление недостоверной информации органам регулирования естественных монополий. Штраф 1000 МРОТ;

– несвоевременное предоставление документов и другой информации, необходимой для его деятельности. Штраф до 500 МРОТ

Важное значение имеет система ценообразования на рынке естественного монополиста, который обеспечивал бы установление оптимального уровня цены, включающего в себя справедливую прибыль, когда цена совпадает со средними общими издержками. Регулирование ценообразования может одновременно привести и снижению цены, и повышению объема производства, и привести к уменьшению экономической прибыли естественных монополий.В сложной ситуации находятся отрасли, которые направлены на оборону страны, обслуживающие государство как монопольного потребителя. Такие предприятия не имеют самостоятельности в плане определения объемов и структуры производства, свойств и характеристик продукции, цен, выборе поставщиков. Требования, предъявляемые им весьма изменчивы и зависят от военно-политической ситуации и стратегии государства. С целью компенсации потерь, связанных с изоляцией от открытого рынка, предприятия нужно обеспечивать материальными, информационными и другими ресурсами, осуществить долгосрочное планирование объемов государственных заказов и т.д.

Кроме регулирования цен у государства есть возможность ограничения доходности естественных монополий через фискальную, таможенную, кредитную политику; регулировать отношения собственности на основе контрольного пакета акций, национализации, изменения правовой формы деятельности; внедрения конкуренции на рынок естественной монополии, если она экономически оправдана. Например: в отрасли природного газа монопольным видом деятельности является газотранспортировка. Добыча и реализация природного газа является рынком с достаточно высокой конкуренцией. На железнодорожном транспорте монопольный видом деятельности является сама перевозка, а прокладка путей, эксплуатация дороги остаются вполне конкурентными.Поэтому задача государства заключается в стимулировании новых компаний в освоении новых отраслей рынка; снижение барьеров входа на рынок, потому что польза эффективности производства, обеспечиваемый единственным производителем, не компенсирует убытки общества от злоупотребления монопольной властью.Монополии представляют собой огромную проблему для экономики любой страны. Монополии России во многом отличаются от других стран, потому что они унаследованы от социалистической эпохи монополизма. Следовательно, проведение антимонопольной политики в нашей стране требует индивидуального подхода и двойных усилий. В начале 1990-х годов монополизация наряду с другими государственными проблемами стала на пути экономического развития России. Было понятно, что без принятия соответствующих мер против монополизма не возможен переход к рыночной экономике, где наличие конкуренция является одним из основных аспектов. Данная проблема была не только чисто экономического характера, она равномерно становилось политической и общественной угрозой. В создании благоприятных условий для конкуренции и стабилизации разрушенной экономики, решающую роль сыграла антимонопольная политика государства.В современных условиях рыночной экономики, роль и значение антимонопольной политики плане экономического развития государства очень велико. Также следует отметить, что от эффективности и правильности данной политики, зависит благосостояние и жизнь рядовых граждан страны, поскольку в главную очередь последствия сказывается на них. В настоящее время антимонопольная политика активно развивается как России, так и по всему миру. Этот факт определяет важность государственного регулирования рыночных субъектов. В последнее время огромные усилия направлены на совершенствование нормативно-правовой базы антимонопольного регулирования. Но нужно признать, что не зависимости от наличия правого поля и государственного правового органа российская антимонопольная политика нуждается в серьезной корректировке. В широком смысле государственная антимонопольная политика, рассматривает без малого весь комплекс решений, направленных на экономическое развитие, повышение конкурентоспособности на рынке продукции и услуг национальных производителей, обеспечение эффективной занятости. Особое место в экономике России занимают естественные монополии. Потому что у нас большие площади территорий, разные климатические условия, разнообразие природных ресурсов, численность населения. В последнее время, как мы все уже заметили, российской и региональной прессе все больше фактов борьбы монополистов и потребителей. Основные отрасли - это электроэнергия, газоснабжение и нефтеперерабатывающая отрасль. Соответственно антимонопольная политика должна совершенствоваться как в отношении искусственных монополий, так и в естественных.

Антимонопольная политика основываются на выводе, согласно которым общество несет экономическую и иную потерю от вытеснений рыночной конкуренции монополией.

Следовательно, общество будут получать экономическую выгоду, препятствуй развитию монополий или способствуя прекращениям ее деятельности там, где она уже существуют. Усиления монопольной власти отдельной фирмы приводят к общественной экономической потери: во-первых, эти потеря проявляется в более высокой цене, которая приходятся платить потребителю за продукцию фирм-монополиста по сравнению с ценой на аналогичный товар на конкурентном рынке; во-втором, приобретения фирмами монопольных властей нередко приводят к планируемым ограничениям производств товара и услуг с целью поддержаний высокой цены, а это означают, что монополии порождают неэффективные распределения ресурса между различной отраслью; в-третьих, монополии часто ведут к техническим застоям производств, к ухудшению качеств продукций, условий труда и т. д .

Антимонопольная политика - комплекс мер государственных властей, направленного на предупреждения, ограничений и пресечений монополистических деятельностей, обеспечений всем хозяйствующими субъектами рынка возможно равного условия конкуренций и недопущений недобросовестных конкурентной борьбы.

Важнейшими средствами регулирований деятельностей монополии являются антимонопольное законодательство, имеющие два направления:

запрещение или ограничение определенных, нежелательных видов делового поведения;

формирований конкурентных рыночных структур, в рамке которых желаемые поведения производителя будут достигаться более или менее автоматически.

В основе антимонопольных политик государств может быть заложено два подхода.

  • 1. Подход, связанные с правилами perse, согласно которым монополистические практики являются незаконными независимо от того, можно ли доказать ее антисоциальные характеры.
  • 2. Подход, которые на основе правил целесообразностей заключаются в признании действия фирм незаконным только тогда, когда предполагаемые действия противоречат общественными интересами. Данные подходы требуют квалифицированных анализов рыночных ситуаций антимонопольным органом.

Основа антимонопольных законодательств была заложена в США и Канаде. В основе их лежат пакеты законов, включающие законодательный акт Шермана (1890) и Клейтона (1914).

Закон Шермана был направлен в основном против монополизаций торговли и коммерческих деятельностей, запрещие монополизации рынков, признавая незаконное любое объединение и сговор, направленных на ограничения производств и торговли, на устранений конкурента. В качестве мер наказаний предлагалось штраф, возмещений убытка, тюремные заключения расформирований фирм .

Закон Клейтона были предназначены для того, чтобы объявлять вне закона то действие крупной фирмы, которое не было охвачено законами Шермана. Они объявляли вне закона ценовые дискриминации, запрещали исключительное или «принудительное» соглашение, приобретений акции конкурирующей фирмы и т.д.

В целом антимонопольные законодательства, основанные на данном законе (с поправкой) совершенствуются в соответствии с развитием экономик.

Конкретные характеры и содержаний антимонопольных законодательств в различной стране имеет специфику, общим же является его основа, такие, как:

охрана и поощрение конкуренций;

  • - контроль над фирмой, занимающихся господствующими положениями на рынке;
  • - контроль над ценой;
  • - защита интереса потребителя;
  • - защита среднего и малого бизнеса.

В соответствии с ними разрабатывается определенная мера воздействий.

Конечными целями любых антимонопольных законодательств являются эффективные противодействия попытками фирм поставить под контроль определенные сегменты рынка. Однако в экономических практиках не всегда возможно избежать доминирование на рынке какого-либо предприятия, как это бывают в случае с естественных монополий. Естественные монополии минимизируют суммарную затрату, когда один производитель обслуживают весь рынок (например, телефонная компания, служба по обеспечению коммунальной услуги) .

Основными задачами антимонопольных регулирований в этом случае являются создания барьера на пути повышений цен или ограничений выпуска продукции со сторон фирм, стремящихся использовать преимущество естественной монополий во вред потребителя.

Государственный орган регулирований, исходя из положений о том, что эффективное распределение ресурсов обеспечивает конкурентный рынок, пытается лимитировать работу конкретного рынка в секторе, где имеется естественная монополия. Как и в случае конкретного рынка, издержка естественной монополии должна минимизироваться, а цена определиться на основе предельной издержки.

Антимонопольные мероприятия, в случае с естественными монополиями, должны быть направлены на обеспечение баланса между интересами потребителя (желание низких цен) и экономической жизнеспособностью производителя. Меры же, благоприятствующие потребителям в получении «дешевых» экономических благ со стороны естественных монополий, могут привести к банкротству регулируемых фирм и потребовать увеличения налогов для возмещения убытков государственного производства. А потому, в основе регулирования естественных монополий лежат следующие правила:

  • - цены должны быть максимально приближены к предельным издержкам;
  • - прибыли должны обеспечивать только нормальную норму прибыли;
  • - производство должно быть эффективным.

В качестве инструментов антимонопольного регулирования естественных монополий можно назвать следующие:

двухкомпонентный тариф - система ценообразования, при которой пользователи услуг платят фиксированную сумму за право встать на обслуживание, в дальнейшем оплачивают потребление каждой единицы данного вида услуг;

  • - разработка цен и тарифов на услуги, исходя из предельных издержек;
  • - система стимулов для снижения издержек;
  • - меры регулирования нормы прибыли и др.

Исходным началом деятельности по антимонопольному регулированию в России стало принятие в 1991 г. Закона РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках». Антимонопольное законодательство России состоит из Конституции РФ, указанного выше закона, издаваемых в соответствии с ним федеральных законов, указов Президента РФ, постановлений и распоряжений правительства.

В российском антимонопольном законодательстве содержание и количественные критерии монополиста определяются через понятие «доминирующее положение». Доминирующее положение - исключительное положение хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов на рынке определенного товара, дающее ему возможность оказывать решающее влияние на условия обращения товара на соответствующем рынке или затруднять доступ на него другим хозяйствующим субъектам.

В настоящее время в России доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара составляет 65% и более. В некоторых случаях доминирующим может быть признано положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке составляет менее 65%. Однако не может быть признано доминирующим положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара не превышает 35%. Все названные количественные характеристики хозяйствующего субъекта как монополиста относятся к рынкам товаров, не имеющих заменителей, либо взаимозаменяемых товаров. По отношению к рынкам иных товаров определение количественных границ монополиста не имеет строгого и однозначного решения .

Предметом антимонопольного законодательства является как поведение фирм на рынке, так и структура рынка. В настоящее время антимонопольным законодательством запрещены любые соглашения между фирмами с целью установления цен, ограничения выпуска или раздела рынка.

Кроме запрещения и ограничения определенных форм поведения фирмы, антимонопольное законодательство ограничивает существование или образование определенной структуры рынка, при которой наиболее вероятно злоупотребление монопольной силой. Рыночная структура отрасли определяется количеством фирм в данной отрасли и их объемами продаж. При этом обобщающим понятием является уровень концентрации производства в отрасли. Существует несколько способов измерения концентрации, из которых в практике антимонопольного законодательства применяются два - степень концентрации и Н-индекс. Степень концентрации измеряется суммарной долей продаж четырех наиболее крупных фирм в данной отрасли. Отрасли, в которых степень концентрации (по 4 фирмам) составляет 75% и более, считаются сильно концентрированными, менее 75%- средне- и малоконцентрированными. Степень концентрации является весьма простым и удобным измерителем уровня монополизации, но не всегда достаточно точным. Например, как для монополии, так для олигополии, включающей 4 фирмы с одинаковыми долями, 25% рынка, степень концентрации будет 100%. Более точным измерителем уровня концентрации является так называемый Н-индекс или Herfindahl Index .

Один из элементов в любой системе антимонопольного регулирования - перечень форм недобросовестной конкуренции, которые не должны иметь место. В России к ним относятся:

  • - распространение ложных сведений, способных причинить убытки другому хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации;
  • - введение потребителей в заблуждение относительно характера, способа и места изготовления, качества и потребительских свойств товара;
  • - некорректное сравнение хозяйствующим субъектом в процессе его рекламной деятельности производимых или реализуемых им товаров с товарами других хозяйствующих субъектов;
  • - получение, использование, разглашение научно-технической, производственной или торговой информации, в том числе коммерческой тайны, без согласия ее владельца;
  • - самовольное использование знака фирменного наименования или маркировки товара, а также копирование формы, упаковки, внешнего оформления товара другого хозяйствующего субъекта.

В 2006 году в РФ на политическом и законодательном уровне может быть закреплена новая антимонопольная политика государства. Был принят федеральный закон «О защите конкуренции». Основополагающие положения закона - о контроле за коллективным доминированием, о снижении порога экономической концентрации, о контроле за сговорами.

В РФ наибольшую долю среди случаев нарушений антимонопольного законодательства составляют ценовые сговоры. Чтобы повысить эффективность работы антимонопольных органов, в Закон «О защите конкуренции» введено новое понятие «согласованные действия». Ранее бывали случаи, когда суды настаивали на том, что фактом, подтверждающим наличие сговора, может быть только соглашение. На практике же это скорее исключение, чем правило .

Введено понятие «координация деятельности», применение которого позволяет выявлять согласованные действия, когда одно из лиц не является непосредственным производителем товаров, но имеет возможность координировать деятельность производителей.

Государственную антимонопольную политику в России регулирует Федеральная антимонопольная служба. Стоящие в настоящее время перед антимонопольной службой задачи - это отказ от избирательного правоприменения, активизация деятельности антимонопольных органов по контролю и надзору на всех без исключения рынках, обновление антимонопольного законодательства с учетом накопленного российского и мирового опыта.