Ресурсы образовательной организации их использование. Фундаментальные исследования. Функционирование любой организации начинается с процессов использования её ресурсов. Ресурс от французского слова recourse - вспомогательное средство

РЕФЕРАТ

Характеристика ресурсов образовательной организации, их эффективное использование

Введение

управление образовательный учреждение

Актуальность выбранной темы проявляется в выявлении взаимосвязи вопросов эффективного использования образовательных ресурсов в связи с модернизацией образования, происходящие изменения в экономике, науке, технике, технологии.

Многие современные экономисты полагают, что сейчас по значимости в качестве фактора экономического роста на первое место вышел фактор «знания», называя его по-разному - технология, научно-технический прогресс, наука, информация.

Именно поэтому, отличительной чертой современного мирового развития является формирование в развитых странах мира информационного общества, основой которого становится - производство услуг в сфере информационных технологий. Центральное место производства услуг занимают образовательные услуги, развитие личности и формирование нового знания. Образование рассматривается в качестве ведущего фактора экономического роста страны и обеспечения экономического равновесия хозяйственной системы РФ. Образовательная деятельность осуществляется в образовательных организациях, а её эффективность будет связана с ресурсами такой организации.

В соответствии с поручением Правительства Российской Федерации от 29 апреля 2014 г. №ОГ-П8-111 пр, раздел II, Минобрнауки России 09.10.2014 подготовлен проект концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы.

Главной целью разрабатываемой Программы является обеспечение реализации федеральной государственной образовательной политики через механизмы вовлечения образовательных организаций, муниципальных и региональных систем образования в разработку и распространение эффективных моделей деятельности , позволяющих достигать цели и задачи государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы.

Проблема образования в России приобретает особый смысл, в связи с резким сокращением объема государственного финансирования, традиционно низким уровнем ресурсного сбережения, характерного для отечественных технологий.

Цель данной работы: систематизировать понимание вопроса характеристики ресурсов образовательной организации и их эффективного использования.

.Систематизировать понятийный и терминологический аппарат;

.Классифицировать ресурсы образовательной организации по субъекту применения;

.Выявить факторы эффективного использования ресурсов образовательной организации.

Изложим кратко общий замысел и логику построения реферата.

Эффективная образовательная деятельность, всегда направлена на получение объективно нового или субъективно нового результата и практически всегда, в условиях дефицита бюджета. Все ресурсы независимо от их класса обладают общим свойством - они ограниченны. А потребности - безграничны. Это сочетание двух типичных для хозяйственной жизни образовательной организации ситуаций - безграничность потребностей и ограниченность ресурсов - образует основу деятельности по эффективному использованию ресурсов. Естественно необходимо рассмотреть содержание понятия «организация», и проблему эффективного управления образовательными ресурсами организации как создание эффективных моделей деятельности. В работе раскрывается экономическая сущность понятия «Ресурс организации» и «Потенциал организации».

Сбалансированность источников ресурсов образовательной организации и направлений их использования - это во многом искусство, искусство управлять развитием, контролировать рациональность расходования ресурсов.

Материалом для написания реферата послужили статьи из периодических изданий научно-практического характера , конституция , закон , учебная литература .

1. Определение понятия «образовательная организации»

Одним из главных понятий, которым оперируют в управлении, является понятие «организация».

В соответствии с определением, данным различными учеными психологами, педагогами, экономистами, организация

. внутренняя упорядоченность, согласованность взаимодействия более или менее дифференцированных и автономных частей целого, обусловленная его строением;

. совокупность процессов или действий, ведущих к образованию и совершенствованию взаимосвязей между частями целого;

. объединение людей, совместно реализующих некоторую программу или цель и действующих, на основе определенных процедур и правил.

В нашей работе мы используем понятие «организация», как процесс (второе значение), и организационная система (третье значение) - при описании управления и использования ресурсов.

По ФЗ «Об образовании в РФ»: «Образовательная организация - некоммерческая организация, осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана».

Таким образом, под образовательной организацией мы понимаем систему, в которой целенаправленно на основе программ и других документов реализуется государственный и общественный заказ; а также сеть организаций, осуществляющих образовательные и воспитательные функции, исходя из имеющихся ресурсов.

В советской системе образования ресурсная база строго регламентировалась, определялась партийными органами (ст. 6 Конституции СССР Ведущая роль партии в управлении). Например, при целевом наборе в педагогические институты, игнорировалась объективная потребность в педагогических кадрах. Перераспределение ресурсов государства шло в сферу промышленности, образование играло роль придаточного звена. Но при этом отличалась устойчивостью и стабильностью в содержании образовательных программ, парадигмы, финансирования, высокой социальной роли института образования в целом.

В наши дни расширились возможности привлечения дополнительных ресурсов для развития образовательной организации (инвестиции, спонсорская поддержка и т.д.). Открытость системы для обмена и использования передового педагогического опыта, опыта взаимодействия социальных партнеров (пример, Болонский процесс), ориентация на потребность рынка (частные образовательные организации), появления такого понятия как «рынок образовательных услуг». Но в то же время появились риски нового характера, например, нестабильность привлечения финансовых ресурсов, высокая конкуренция среди образовательных организаций, не соответствие требований работодателей набору компетенций и уровню компетентности выпускников. То есть работодатель, при всей ориентации системы образования на него не гарантирует обеспеченность ресурсами ОО, так как по законодательству он не обязан этого делать, если нет письменных договоренностей.

. Определение понятия «Ресурс организации»

Функционирование любой организации начинается с процессов использования её ресурсов. Ресурс от французского слова recourse - вспомогательное средство.

Существуют различные подходы к классификации организационных ресурсов.

В.С. Ефремов выделяет материальные, трудовые, финансовые, информационные ресурсы, технологии производства и управления, а также материальный, нематериальный и интеллектуальный капитал .

В Большом экономическом словаре в качестве основных групп ресурсов выделяются люди (человеческие ресурсы), капитал, материалы, технология и информация .

Как видно из приведенных классификаций, различия между ними не принципиальны и связаны исключительно со строгостью выбора классификационного признака и глубиной декомпозиции.

Ресурсы любого предприятия классифицируются на пять групп:

.природные - потенциально пригодные для применения в производстве естественные силы и вещества, среди которых различают неисчерпаемые и исчерпаемые;

.материальные - все созданные человеком средства производства, которые являются результатом производства;

.трудовые - население в трудоспособном возрасте;

.интеллектуально-информационные - интеллектуальный продукт и информация, созданные творческим трудом человека и используемые непосредственно в процессе производства и в процессе принятия управленческих решений;

.финансовые - денежные средства, которые выделяются на организацию производства продукта и его реализацию. Финансовые ресурсы занимают особую роль. На практике различают долгосрочные финансовые ресурсы в виде основных фондов и краткосрочные финансовые средства.

Значимость отдельных видов ресурсов изменялась по мере перехода от доиндустриальной к индустриальной, и от неё - к постиндустриальной технологии. В доиндустриальном обществе приоритет принадлежал природным и трудовым ресурсам, в индустриальном - материальным, в постиндустриальном - интеллектуальным и информационным ресурсам. Природные, материальные и трудовые ресурсы присущи любому производству, поэтому они получили название «базовых»; возникшие на «рыночной» ступени финансовые ресурсы стали называться «производственными».

К базовым ресурсам, необходимым для работы образовательной организации, относятся:

инженерно-педагогический , административный и вспомогательный персонал (человеческие ресурсы)

Их можно определить, как запасы творческой энергии личности. Они неисчерпаемы, и не случайно их запасы сравнивают с запасами атомного ядра. Как отметил в свое время П. Друкер: «Только человеческие ресурсы могут производить экономические результаты. Все другие ресурсы подчиняются законам механики. Их можно лучше использовать, но их выход никогда не будет больше, чем сумма входов» . На сегодняшний день только знание, интеллект, а не мускульная сила определяют экономический успех организации. Не отвергая значение других видов ресурсов, данный тезис подчеркивает, что люди, обладающие определенной информацией и наделенные определенными способностями по ее преобразованию, являются ключевым ресурсом, правильное использование которого позволяет в любой функциональной области получать высокие результаты в сочетании с существенной экономией других видов ресурсов;

учебно-материальные ресурсы (земля, здания, помещения, механизмы, оборудование, транспорт, связь, учебно-программное обеспечение, учебные и наглядные пособия и т.д.).

Материальные ресурсы определяются многими авторами как предметы труда. Ресурсы, имеющие материальную природу: как предметы, так и средства труда. Роль этих ресурсов в современном образовании, огромна, поскольку без материальной базы оно просто не сможет эффективно функционировать. Качество и количество использования материальных ресурсов тесно связано с использованием других видов ресурсов, прежде всего финансовых и человеческих. Так, например, наличие достаточного количество финансовых средств может побудить руководство к техническому переоснащению, но при этом в отличии от предприятий, в образовательной организации к сокращению персонала это не приведет, но качественно изменит преподавание. В то же время наличие высокопрофессиональных кадров создает предпосылки для экономии материальных ресурсов. Например, современный преподаватель, использует в процессе обучения не только презентации и сопровождает весь документооборот ИКТ - технологиями, но экономит туже бумагу используя сетевые технологии. В последнее время особое значение для предприятий приобрели энергетические и технологические ресурсы, составляющие отдельные виды материальных ресурсов. Значимость энергетических ресурсов (всех видов энергоносителей - электроэнергии, пара, газа и т.п.) связана с резким увеличением доли затрат на них. Это потребовало более тщательного подхода к выбору энергоносителя и более экономному его использованию.

финансовые ресурсы (собственные и заемные деньги, инвестиции и т.п.)

Движение финансов в целом, распределение их между подсистемами и функциональными областями, финансирование инвестиционных проектов, расчеты с поставщиками и потребителями, формирование денежных ресурсов и др. является ежедневной задачей управления. Особенностью финансовых ресурсов является их абсолютная ликвидность. Именно поэтому они способны компенсировать нехватку других видов ресурсов, особенно материальных и человеческих;

Информация и педагогические технологии (технологии обучения, технологии работы с информацией субъектов образовательного процесса, технологии актуализации потенциала субъектов образовательного процесса, экспертно-оценочные технологии)

Информационные ресурсы - совокупность данных и знаний. Каждая функциональная область предполагает наличие определенных информационных ресурсов. Так, например, преподавание, должно обладать как можно более полной и достоверной информацией о внешнем окружении (работодатели, потребители, партнеры, конкуренты), производство - информацией о новых технологиях и «ноу-хау» и т.д. От уровня организации процессов сбора, накопления, хранения, поиска, передачи и методов обработки информации зависит эффективность системы управления всей организацией. Современная экономика и управление характеризуются резким ростом значения информации, которая становится ключевым фактором успеха не только управления в образовательной организации;

правовое обеспечение

Действующая законодательная база является косвенным фактором, обеспечивающим образовательный процесс. Качество сформулированных законов, их четкость, доступность, понимание, исполняемость - являются необходимой базой, регулирующей отношения в системе образования, регламентирующей деятельность системы образования. Ключевыми для эффективного управления образовательной организацией является Конституция РФ, ФЗ «Об образовании в РФ», Конвенция о защите прав ребенка, на основе которых разрабатываются Устав ОО, инструкции по функционированию ОО, воспитательные и образовательные проекты по принципу гуманизма и демократии в образовании.

- ресурсы времени

Время - это ограниченный источник, как сырье, материалы, финансы. Оно необратимо, и его невозможно растянуть или восстановить. Для руководителя имеет фундаментальную важность управление, как собственным временем, так и временем других людей.

В целом экономика имеет ресурсные циклы, в которых особое внимание уделяется той или иной группе ресурсов. Таким образом, организационные ресурсы - ресурсы организации дают представление о средствах организационной деятельности. В состав этих средств входят работники, а также используемые в практической деятельности информация, технические средства, инвестиции. Та часть организационных ресурсов, которая задействуется в процессе организации, образует совокупные затраты или расходы на организационную деятельность. Высокая результативность функционирования организации возможна при наличии необходимых ресурсов и снижении затрат на получение требуемых результатов.

Ресурсы любой образовательной организации по отношению к внешней среде можно подразделить :

явные (хорошая репутация, давняя история, традиция);

неявные (материально-техническая база, педагогические кадры, финансы, нормативно-правовое обеспечение).

В целом ресурсы характеризуются четырьмя составляющими:

Характер образовательной организации;

Стадия его жизненного цикла;

Потенциальные возможности для адаптации;

Явные ресурсы и рыночные активы.

Ресурсы образовательной организации - это всё то, что непосредственно участвует в образовательном процессе: трудовые ресурсы образования, информационные ресурсы (учебники, пособия, компьютерные программы и иные средства обучения), педагогические технологии и ноу-хау, капитальные ресурсы (наличие помещений для обучения, обеспеченность, учебными пособиями, компьютерами и пр.) То, согласно этому, ресурсы отвечают современным требованиям, уровню технического и технологического развития общества, говорит об их возможностях повлиять на качество образовательного процесса. Именно ресурсы и их качественные характеристики в значительной степени определяются результат образования.

. Соотносительность и пропорциональность образовательных ресурсов, вытекающие принципы

В соответствии с законом композиции и пропорциональности каждая образовательная организация при ее рассмотрении как системы стремится в своей структуре содержать все ресурсы в заданной композиции (соотносительности и пропорциональности) .

Ресурсы взаимопереплетены. Например, такой ресурс, как знания, используется, когда природные ресурсы стремятся потребить более рационально на основе новых знаний (научных достижений). Знания являются важным элементом такого ресурса, как труд, когда его оценивают с качественной стороны и обращают внимание на квалификацию работников, которая зависит, прежде всего, от полученного ими образования (знаний). Знания (прежде всего технологические) обеспечивают повышение уровня использования оборудования, т.е. реального капитала. Наконец, управленческие знания позволяют руководителям образовательных организаций организовывать производство товаров и услуг наиболее рационально и эффективно.

Из закона композиции и пропорциональности вытекает ряд принципов: планирования, координации, согласования, полноты .

Принцип планирования . Каждая организация должна планировать использование своих ресурсов, свою деятельность и развитие. Деятельность без плана бессмысленна. Планирование бывает трехступенчатым:

стратегическое, или перспективное (на 3-5 и более лет);

тактическое, или текущее (на 1-2 года);

оперативное (на квартал, месяц, неделю, день).

Принцип координирования . Каждая организация должна постоянно координировать работу своих ресурсов и вносить необходимые коррективы в набор и порядок их работы. Коррективы должны вносить не только после срыва планов, но и после мелких сбоев в работе по организации.

Принцип согласования. Ресурсы организации должны подходить друг другу и работать согласованно. Совместная работа ресурсов должна приводить к эффекту синергии или эмерджентности.

Принцип полноты . Любая организация должна выполнять полный набор возложенных на неё функций, независимо от наличия и состояния ресурсов. Если у организации не хватает материальных и финансовых ресурсов - нужно их найти, купить, занять, если не хватает специалистов - привлечь со стороны, но организация должна работать и выполнять свою миссию.

На мой взгляд, выше перечисленные принципы могут быть применимы к образовательным организациям вне зависимости от типа их финансирования (бюджетные и автономные ОО), способа управления (муниципальные и частные) и уровня образовательной организации (общеобразовательные и профессиональные).

. Потенциал образовательной организации

Каждый ресурс обладает некоторым потенциалом (от лат. potential - сила), т.е. наличием возможностей, выполнять какую-то работу или участвовать в работе организации. Ресурсы в совокупности и взаимодействии составляют суммарный ресурсный потенциал организации - её способность к эффективной деятельности. Наличие достаточного ресурсного потенциала есть необходимое условие работы образовательной организации. Задача управления заключается в том, чтобы обеспечить эффективное использование и преобразование потенциала организации для достижения целей, ради которых сама организация и была создана.

Особое значение в настоящее время приобретают следующие потенциалы:

Духовный потенциал общества (государства), который включает уровень общей культуры, созидательные качества народов (трудолюбие, стойкость, соблюдение прогрессивных традиций и обычаев, взаимное уважение народов, расовую и религиозную терпимость, законопослушание и т.д.). Этот потенциал определяется физическим и психическим здоровьем народов.

Интеллектуальный потенциал государства, который является частью духовного потенциала и определяется уровнем общеобразовательной культуры населения, профессиональной подготовки кадров, прогрессивными историческими традициями народа, сложившимися направлениями хозяйственной деятельности, межгосударственными отношениями и т.д. Важным элементом интеллектуального потенциала является система образования и повышения квалификации кадров.

Составной частью духовного потенциала является научно-технический потенциал, который характеризуется не только уровнем развития науки и техники, но и профессионально-квалификационным составом научных работников, инженеров, рабочих и т.д.

Информационный потенциал, который представляет собой систематизированную и классифицированную информацию, пригодную для эффективного использования во всех сферах общественно-полезной деятельности и включения в систему мирового интеллектуального потенциала.

Демографический потенциал - потенциал характеризующий степень перспективного обновление кадрового потенциала. Идет процесс постепенного устаревания педагогических кадров, на примере колледжа, средний возраст педагогических работников 57 лет. В перспективе через 10 лет, если не изменить этот процесс, то эффективность использования человеческого ресурса резко понизится.

Экологический потенциал - потенциал, характеризующий степень сохранения природных (экологических) систем, чистоту водной среды, воздушного бассейна, почвенных покровов. В среде с экологически - пониженным потенциалом невозможно эффективное создание и развитие сельскохозяйственного и промышленного производства, обеспечение населения экологически чистыми продуктами питания, водой, воздухом и, как следствие этого, сохранение высокого уровня здоровья населения и поддержание его активного долголетия .

Социально-экономический потенциал - характеризует возможность финансирования или софинансирования образовательных программ, проектов, инноваций на различных уровнях (региональном, городском, окружном, а также структурном для данной ОО). Уполномоченные структуры образования распределяют средства между регионами, отдельными подсистемами и учреждениями, видами деятельности, должностями. Например, раньше - оказывалась материальная помощь учащимся, их семьям, подшефным, благоустраивались площадки, организовывался отдых и т.п., теперь - поддерживается коммерческие, исследовательские, конструкторские и другие структуры.

Определяющее значение для выбора того, что, как и для кого использовать образовательные ресурсы, имеет наиболее эффективное применение ресурсов. Это значит, что при имеющихся ресурсах организации, существующей технологии и уровне знаний преподавательского состава невозможно обучить и воспитать большее количество молодых специалистов, например, специалистов строительной отрасли, не жертвуя при этом возможностью обучить и воспитать некоторое количество специалистов газовой отрасли. Количество газовиков, от которого следует отказаться, чтобы произвести какое-либо количество строителей, называется вмененными (альтернативными) издержками. Стоимость средств производства, которыми приходится жертвовать ради получения дополнительной единицы специалиста, возрастает.

Таким образом, сообщество педагогов образовательной организации должно выбирать, как ему эффективнее использовать ресурсы, чтобы получить максимальную отдачу и удовлетворить свои потребности.

Для того чтобы организация могла достичь поставленных целей, необходимы затраты ресурсов, получаемых из внешней среды. Ресурсы, получаемые из внешней среды: человеческие ресурсы (обучающиеся), кадровое обеспечивание (выпускники профессиональных ОО), социальные партнеры.

Ресурсы организации - это наличные или необходимые средства, возможности, ценности, запасы, обеспечивающие стабильную работу организации для достижения ее основных целей.

. Факторы эффективного управления ресурсами образовательной организации

Главным ресурсом для эффективного образования - педагогические кадры. Качество их подготовки, правильно выбранная система стимулирования их работы (не только материальная), условия труда престижность, конкурентоспособность, желание к самореализации. Эффективность профессиональной деятельности педагогического коллектива определяется уровнем педагогической культуры его членов, характером межличностных отношений, пониманием коллективной и индивидуальной ответственности, степенью организованности, сотрудничества.

Факторы, определяющие эффективность качества образования:

.качество обучения программ, методик, средств обучения;

.структура образовательной организации;

.модели образования в организации;

.наличие механизма саморазвития;

.научная база;

.методы и квалифицированные специалисты по управлению.

Для практической реализации эффективного использования ресурсов образовательной организации необходимо учитывать ряд факторов:

.Регламентация деятельности (установление однозначных правил поведения в рамках образовательной деятельности). Для педагогического персонала это, прежде всего технологии реализации образовательных программ. Иногда регламентные документы, (регламенты процессов, положения о подразделениях, должностные инструкции), принятые в компании, малоэффективны. Причин этому не структурированность системы регламентации деятельности и в частности образовательных программ. Многие регламенты устаревают и становятся неактуальными, а какие-то процессы излишне регламентированы, и задерживают необходимые изменения. Именно поэтому, необходимо создать систему регламентации деятельности и наиболее эффективно это сделать на основании процессного подхода. Если формализовать процессы и закрепить границы ответственности за выполнение процесса через создание регламента процесса, то результативность процесса может быть повышена.

.Правила (способ регламентации; официально зафиксированные в регламентирующих документах модели поведения, стандарты деятельности, соблюдение которых контролируется, а нарушение наказывается).

.Субъекты педагогической деятельности - педагогические работники, родители, опекуны и лица их замещающие, выполняющие воспитательные и образовательные функции. Для регламентации деятельности субъектов обычно используются организационные документы: воспитательные и образовательные программы, должностные инструкции, положения о подразделениях, программы развития ОО.

.Учебные программы - официально утвержденные документы, отражающие содержание и уровень развития компетенций и реализуемые в образовательных организациях различных типов.

.Традиции - неофициальные и, как правило, не зафиксированные, но четко соблюдаемые модели поведения, следование которым контролируется сотрудниками организации, а их нарушение порицается. Сотрудники организации, которые принимают самое активное участие в сохранении, распространении и контроле, за исполнением норм, становятся его лидерами (формальными или неформальными).

.Организация процессов деятельности - это части деятельности, в ходе которой субъекты организуют образовательный процесс, используя ресурсы. Для регламентации деятельности процессов используются нормативные документы (положения о направлении деятельности, программы, методические рекомендации и д.р.).

.Технологическая инструкция для технического персонала - инструкция, устанавливающая требования к выполнению организационных процедур. В инструкции более глубоко чем в рабочем регламенте раскрываются способы выполнения действий (технология выполнения), которые должен выполнить исполнитель для получения требуемого результата. Например, в действиях перечислено, что исполнитель заполняет экзаменационную ведомость, зачетную книжку и т.п., а в технологической инструкции будет раскрыто, каким образом он должен ее заполнять (какие данные и в какой последовательности он должен внести в определенные поля формы).

.Синергизм - означает придание деятельности всех членов единой направленности, стремление к общей цели и эффективное использование суммарного потенциала организации. Например, хроническое недофинансирование образования, недостаточный профессиональный уровень персонала, принятие на работу несовместимого с коллективом сотрудника может повлиять на результативность использования ресурсов. Ресурсы в любой образовательной организации тесно взаимосвязаны и дополняют друг друга.

Для успешного раскрытия потенциала синергии необходимо учитывать ряд условий:

1.концентрация и массированное использование ранее рассредоточенных ресурсов;

.повышение связности скоординированности действий частей образовательной организации.

.согласованность и направленность в сторону необходимого результата;

.повышение производительности одних участников за счет эффекта присутствия других;

.модульность частей;

.привлекательность поставленной цели и хорошая организация (как процесс);

.доскональное знание возможностей сотрудников, психологический климат в коллективе;

.продуманная мотивация.

Внешняя оценка позволяет выделить признаки эффективности использования ресурсов образовательной организации:

.Положительные отзывы работодателей;

.Низкий процент трудоустройства выпускников не по специальностям;

.Высокий рейтинг среди образовательных организаций одного типа;

.Успешное государственное лицензирование и аккредитация образовательной деятельности;

.Наличие подтверждающих сертификатов качества (Сто лучших образовательных учреждений России, знак качества СТО);

.Инвестиционная привлекательность (Социальное партнерство, создание ресурсных центров и центров переподготовки специалистов);

.Государственные премии и награды;

.Признание свидетельств и дипломов ОО за пределами региона и государства.

Внутренняя оценка эффективности использования ресурсов образовательной организации:

.Стабильность кадрового состава;

.Высокий уровень положительной мотивации коллектива;

.Высокий процент переаттестованных и аттестованных педагогов, преподавателей с научной степенью, прошедших стажировку на предприятии и д.р.;

.Регулярно обобщается и транслируется лучший педагогический опыт;

.Результативно используются современные образовательные технологии, в том числе ИКТ-технологии;

.Привлечение лучших специалистов с производства для рецензирования программ и дипломных проектов?

.Продуманная и гибкая система стимулирования сотрудников образовательной организации за результативность работы;

.Материально-техническое оснащение соответствует требованиям реализации ФГОС и Болонского процесса.

Заключение

В результате анализа подходов эффективности использования ресурсов мы пришли к заключению, что ресурсы образовательной организации - это совокупность материальных и финансовых средств и не материальных средств, которые потенциально могут быть использованы в образовательной деятельности. То, настолько эти ресурсы отвечают современным требованием, уровню технического и технологического развития общества, говорит об их возможностях повлиять на качество образовательного процесса. Именно ресурсы и их качественные характеристики в значительной степени определяются результат образования.

Во-первых, нам удалось раскрыть содержание понятий «организация», «образовательная организация», «ресурсы образовательной организации», «потенциал», «синергия» (см. пункт 1.1-1.3.);

Во-вторых, проанализировали классификацию ресурсов: человеческие (людей), материальные, энергетические, финансовые, информационные, технологические и временные ресурсы.

В-третьих, выявили факторы эффективного использования ресурсов образовательной организации:

.Регламентация деятельности;

.Правила;

.Субъекты педагогической деятельности;

.Учебные программы;

.Традиции;

.Организация процессов деятельности;

.Технологическая инструкция для технического персонала;

.Синергизм.

Литература

1.Конституция Российской Федерации. Гимн Российской Федерации. Герб Российской Федерации. Флаг Российской Федерации. - М.: Издательство «Омега-Л», 2013. - 63 с.

2.Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ (ред. от 31.12.2014) «Об образовании в Российской Федерации» (Кодексы. Законы. Нормы) Новосибирск: НОРМАТИКА, 2013. - 128 с.

.Павловская Е.В. Конвенция ООН о правах ребенка как инструмент безопасности прав ребенка // Права и свободы человека и эффективные механизмы их реализации в мире, России и Татарстане: материалы международной научно-практической конференции, 28-29 ноября 2013 г. - Казань: Познание, 2014. - С. 570-572

.Борисов Е.Ф. Основы экономики. М.: Юристъ, 2011. - 336 с.

.Весенин В.Р. Менеджмент. - М.: КноРус, Проспект, 2011. - 592 с.

.Друкер П. Эффективное управление. Экономические задачи и оптимальные решения, Пер. с англ. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2008. - 288 с.

.Издательство «Аккредитация в образовании». Электронный журнал об образовании. #"justify">.Карташова, Лариса Васильевна Управление человеческими ресурсами: учебник / ред. В.И. Видяпин [и др.]; Институт экономики и финансов «Синергия». - М.: ИНФРА - М, 2012. - 235 с.

Информационная среда образовательного учреждения не может существовать без надежного хранилища самой разнообразной информации. Таким хранилищем в учебных заведениях является общешкольный сервер или серверная станция, включающая несколько специализированных серверов, на которых хранятся все информационные ресурсы образовательного учреждения.

Единая информационная среда учебного заведения должна строиться таким образом, чтобы все субъекты образовательного процесса могли оперативно получить любые необходимые им данные. Кроме того, информация должна быть структурирована и иметь различные уровни доступа как через Интранет, так и через Интернет.

Для этого информационные ресурсы учебного заведения можно разбить на пять блоков в соответствии с видами деятельности внутри школы. Данная структура представлена на схеме.

    Информационные ресурсы по учебно-воспитательной деятельности являются самыми представительными и объемными по информационному наполнению (содержат электронные учебные материалы по школьным образовательным областям: начальной, основной и средней ступеням непрерывного среднего образования, а также по факультативам, элективам). Данные ресурсы ориентированы на внедрение активных методов самообучения, базирующихся на информационной модели организации учебного процесса. Данный блок (в основном) содержит информацию общего доступа.

    Информационные ресурсы по культурно-просветительной деятельности призваны способствовать формированию информационной, экологической и экранной культуры учащегося, его творческой активности, высокой нравственности и толерантности. В методическом плане этот блок базируется на работе кабинета социальной информатики и доступ к данной информации не ограничен.

    Ресурсы по информационно-методической деятельности школьных учителей ориентированы на развитие творческой педагогики в школе. В функции данного блока входит создание электронных учебников, разработка компьютерных программ, проведение телеконференций, формирование программно-методического фонда. Доступ к ресурсам, входящим в данный блок, ограничен.

    Информационные ресурсы по научно-продуктивной деятельности основываются на работе школьного научного общества и отвечают за приобретение учащимися профессиональных навыков, необходимых для жизни и работы в информационном обществе. В этот блок должны входить обеспечение электронной библиотеки, формирование медиатеки, издательская деятельность, обслуживание административной системы, работа в Интернете.

    Информационные ресурсы по административно-хозяйственной деятельности обеспечивают формирование и тиражирование различных директивных документов, автоматизированное планирование учебного процесса, работу с классными журналами, анализ и обеспечение здоровья учащихся, психолого-педагогическую диагностику и др.

Кроме того, в этом блоке хранится юридическая информация, отчеты и договоры, материалы тарификации, решения различных советов, действующих внутри школы, контрольные материалы, аналитические справки, документация бухгалтерии, материалы административно-хозяйственной деятельности и другие материалы.

Возможна и иная модель информационного наполнения школьного сервера. Она может включать, например, управляющий, информационный и справочно-статистический центры.

Управляющий центр включает административный и финансово-экономический блоки. В административном блоке информация закодирована, доступ по функционалу ограничен. Блоки состоят из разделов. Структура управляющего центра представлена на схеме.

Информационный центр может включать такие блоки:

    базовое образование;

    профильное образование;

    воспитательная работа;

    семья и школа;

    исследования и мониторинг.

Справочно-статистический центр может включать следующие блоки:

    административные контрольные работы (графики проведения, итоги);

    базы данных (учителя, родители, персонал);

    диспетчер (расписание, графики работ, кружки, секции);

    плановые мероприятия, графики проведения;

    конкурсы, соревнования, олимпиады и их итоги;

    информация Школьного совета;

    телефонная книга и электронные адреса;

    родительский комитет, попечительский совет (принятые решения);

    итоги учебной деятельности (четверть, год, экзамен);

    информация о сотрудничестве (ответственные лица, телефон для связи).

Кроме того, в Интранете учебного заведения могут быть размещены следующие ресурсы:

    моя школа (общая информация, расписание, план мероприятий, кружки, графики работы и т. п.);

    доска объявлений;

    библиотека (аннотированный каталог книг по школьной, районной библиотеке, библиотекам соседних школ, аннотированный каталог видео-, аудио-, CD-pecypcoв, ресурсов Интернета);

    информация о возможностях продолжения образования детей, получения дополнительного образования во время обучения в школе, тесты;

    нормативная база деятельности образовательного учреждения, основные показатели школы, информация об образовательных услугах школы;

    школьный журнал;

    программно-методическая документация;

    планы мероприятий, проводимых с родителями, отражение работы попечительского совета и т.п.;

    финансовые отчеты по внебюджетным средствам;

    информация о рынке труда, о возможности трудоустройства в период обучения, тесты профессиональной направленности и т. п.;

    материально-техническая база ОУ (результаты инвентаризации);

    формы статистической отчетности, сама отчетность;

    информация для педагогов по аттестации (консультации, графики, формы, условия, требования);

    информация о педагогических кадрах;

    личные дела учащихся;

    «Мой микрорайон» (район, город и т. п. – общая информация, события, контакты и т. п.).

Устав образовательного учреждения, решения Совета образовательного учреждения,

Приказы и распоряжения руководителя образовательного учреждения по конкретным вопросам;

3. Пути развития и совершенствования ресурсного обеспечения

Ресурсы образовательной системы это всё то, что непосредственно участвует в образовательном процессе: трудовые ресурсы образования, информационные ресурсы (учебники, пособия, компьютерные программы и иные средства обучения), педагогические технологии и ноу–хау, капитальные ресурсы (наличие помещений для обучения, обеспеченность, учебными пособиями, компьютерами и пр.) То, насколько эти ресурсы отвечают современным требованиям, уровню технического и технологического развития общества, говорит об их возможностях повлиять на качество образовательного процесса. Именно ресурсы и их качественные характеристики в значительной степени определяют результат образования.

Рассмотрим некоторые предложения о путях и развитии совершенств образования.

В процессе адаптации деятельности образовательных учреждений к экономическим условиям страны можно выделить следующие основные направления совершенствования финансирования образовательных учреждений:

Во-первых, переход к рыночным отношениям расширил возможности по привлечению образовательными учреждениями внебюджетных источников для обеспечения учебного процесса. Поэтому в отсутствие надлежащего бюджетного финансирования образовательными учреждениями необходимо создать и обеспечить такие условия, чтобы заработанные ими средства в полном объеме оставались в их распоряжении и предоставить большую самостоятельность в определении направлений использования этих средств;

Во-вторых, обеспечить возможности финансирования учебных заведений из бюджетов различного уровня на основе нормативов. Нормативное финансирование учреждений образования строится на базе «нормативного (подушевого) принципа». Этот норматив должен включать преимущественно текущие расходы: заработную плату, учебные и административно- хозяйственные расходы, расходы на повышение квалификации, на содержание и ремонт оборудования. Таким образом, сохраняется целевое финансирование учреждений образования.

В-третьих, следует снизить расходы образовательного учреждения, достигая экономии ресурсов. План экономической работы в образовательном учреждении включает комплекс организационно-практических мер по рациональному и экономическому использованию государственных средств, мобилизации внутрихозяйственных резервов, сокращению непроизводственных расходов и потерь, улучшению финансовой дисциплины, ужесточению контроля за сохранностью финансовых и материально-технических ресурсов. Это могут быть экономные формы организации учебного процесса, привлечение к учебному процессу ресурсов других организаций, замена дорогостоящих практических учебных занятий;

Таким образом, общий поток финансирования образовательного учреждения должен включать государственный заказ, региональный заказ, заказы предприятий и частных лиц, доходы от научной деятельности, доходы от использования имущества..

В фонд производственного и социального развития включается также выручка от реализации излишнего, устаревшего и изношенного оборудования и других материальных ценностей, а также средства, передаваемые на цели производственного и социального развития учреждению другими предприятиями и организациями. Экономия средств по материальным и приравненным к ним затратам, расчетам со сторонними организациями и процентом за кредит.

В целях повышения уровня эффективности использования материальных ресурсов, учреждения народного образования, предоставлено право, продавать другим предприятиям, организациям и учреждениям, передавать, обменивать, сдавать в аренду, предоставлять бесплатное во временное пользование, либо взаймы находящиеся на их балансе транспортные порядки, если они изношены или морально устарели.

Учреждения народного образования, имеющие учебно-производственные мастерские или учебные хозяйства, в своей экономической деятельности могут функционировать либо как единый учебно-производственный и комплекс, либо организовать работу своих производственных подразделений на правах самостоятельных хозяйственных единиц. Во втором случае каждое выделенное структурное отделение, подразделение, например, школьные учебно-производственные мастерские, приобретают права самостоятельной организации.

В новых условиях хозяйствования учреждениями народного образования в целях совершенствования организационных форм и методов управления учебно-воспитательным процессом, усиление стимулирующего воспитательным процессом, усиления стимулирующего воздействия экономических факторов на эффективность этого процесса разрешено создавать на отраслевой и межотраслевой, региональной и межрегиональной основе учебно-производственные фирмы, ассоциация и другие рациональные формы самостоятельной деятельности.

Причем для получения среднего образования должен предоставляться кредит всем желающим, а для получения высшего – на конкурсной основе. Если без конкурса, то оплатить полную стоимость за обучение, о чем делается соответствующая запись в трудовой книжке.

Интересная идея высказана Ю.В. Крупковым и депутатом Московской Думы И.М. Рукиной, о том, что у школы должны существовать особые инвестиционные счета наряду с бюджетными и коммерческими счетами, которые должны полностью освобождаться от налогообложения.

Для составления реализации целей приоритетности образования необходимо изменить практику составления бюджета. Должны быть разделены бюджет функционирования и бюджет целевого развития. Бюджет функционирования обеспечивает воспроизводство и сохранение имеющихся образовательных институтов, а бюджет развития должен обеспечивать условия, при наличии которых шаг развития может быть осуществлен.

Наряду с устойчивым функционированием должно целенаправленно осуществляться созидание нового и столь же осознанно финансово поддерживаться. Необходимо различать инерционное движение финансового потока ведомственных постатейных трат, своеобразный обезличенный социально-бюджетный пенсион выживания, который бесконечен и допускает трату любых сумм, и логику осознанного целевого решения интегральных проблем, обеспечивающую шаг за шагом повышения уровня жизни, активное формирование здорового социума

В основу бюджета должен закладываться совсем иной принцип, нежели тот, что используется сегодня. Нужно идти не от того, сколько потратить на образование, исходя из достигнутого, но ориентироваться на то, какую конкретно интеллектуальную и экономическую прибыль принесет то или другое образовательное учреждение. В этом будет состоять эффект их общественного воздействия и полезность той переструктурации общества, которая будет порождена на основе действия данных систем образования.

На основе законодательных актов можно лишь создать механизмы, слегка способствующие востребываемости образованных людей, но осуществлять полезные социальные изменения смогут лишь сами люди .

Заключение

В современной рыночной экономике высокое качество образования - один из фактов успешного процесса преобразования российского общества. Как конечный результат функционирования образовательной системы качества образования, с одной стороны, определяет уровень квалификации работников, их способность к адаптации мобильность, профессиональную пригодность, функциональную грамотность, что необходимо для совершенствования материальной базы общества, а другой стороны, является основой развития общечеловеческой системы ценностей, способной совершенствовать духовный строй граждан.

В условиях современной экономики образование рассматривается как:

· Социально-экономическая организация со всей архитектурой, определяемой многими экономическими, социальными, идеологическими и культурными факторами;

· Система, в состав которой входят взаимозависимые элементы, действия которых подчинено единой общественной цели. Ни один элемент системы образования не способен действовать сам по себе и каждый самым разнообразным образом оказывает влияние на другие.

Качество образования – основной критерий оценки образования. Качество образования оценивается его потребителем. Основным потребителем образования в конечном итоге является общество.

Следует различать качество образования как набор потребительских свойств образовательного продукта, который оценивает потребитель, и качество системы образования, определяемого ее архитектурой, целями, задачами и качеством различных элементов образовательной системы Поэтому качество образования – это не то, что существует «внутри» системы, но то, что производится ею.

Для обеспечения производственных процессов требуют различные ресурсы (потенциалы): материально-технические, трудовые, финансовые и др. Особое значение в настоящее время приобретают следующие потенциалы:

· духовный потенциал

· интеллектуальный потенциал

· научно-технический потенциал

· информационный потенциал

· экологический потенциал

Ресурсы любого учебного заведения можно подразделить на явные (хорошая репутация и, давняя история, традиция) и не явные (материально-техническая база, педагогические кадры, финансы, нормативно-правовое обеспечение).

Ресурсы характеризуются четырьмя составляющими:

характер учебного заведения, стадия его жизненного цикла, потенциальные возможности для адаптации, явные ресурсы и рыночные активы.

Управлять качеством образования означает правильный выбор и осуществления механизмов эффективного воздействия на все элементы системы образования, то есть, что обеспечивает прямо или косвенно результаты образования. Чтобы управление было качественным должен быть постоянный контроль. Управлением образовательным учреждениями – это планомерное, организованное, научно-обоснованное, систематическое воздействие на коллектив школы с целью обеспечения его оптимального функционирования.

Резюме

Эффективность деятельности образовательного учреждения

Формирование и использование учебно-материальной базы образовательного учреждения. Основные фонды и оборотные средства образовательного учреждения

Ресурсы образовательного учреждения и их использование

Образовательному учреждению для осуществления своей деятельности по оказанию образовательных услуг необходимы ресурсы. Термин «ресурс» имеет в своей основе французское resource – «вспомогательное средство», и понимается как «денежные средства, ценности, запасы, возможности, источники средств, доходов (например, природные ресурсы, экономические ресурсы)».

В экономической теории под ресурсами понимается все то, чем располагает общество для производства товаров и услуг. Другими словами, это природные, человеческие и произведенные человеком блага, используемые для производства товаров и услуг; то есть экономический ресурс – это то же благо, но используемое для производства других благ. Ресурс отличается от товара или услуги тем, что становится источником его возникновения с учетом фактора времени.

Ресурсы можно классифицировать в зависимости от их роли, материального представления и особенностей воздействия на процесс функционирования образовательного учреждения. К ним относятся природные, материальные, трудовые, финансовые и информационные ресурсы.

В общем виде каждый из этих ресурсов может быть представлен следующим образом. Природные ресурсы – это ресурсы, которые человек привлекает в хозяйственный оборот для получения благ посредством воды, земли, полезных ископаемых, растительного и животного мира, а также используя климатическое и географическое положение. Материальные ресурсы, или предметы труда, – это средства, с помощью которых выполняются работы и оказываются услуги, то есть производственные возможности, созданные человеком, в форме зданий, сооружений, машин, оборудования, инструментов и др. Трудовые ресурсы можно определить как совокупность возможностей и навыков человека, которые можно использовать при производстве благ и услуг, другими словами, это экономически активное население, способное принимать участие в хозяйственной деятельности. Финансовые ресурсы – это средства привлечения материально-вещественных и трудовых ресурсов, а также накопления и инвестирования. Иначе говоря, это денежные средства, которые общество готово выделить на организацию воспроизводственных процессов. Информационные ресурсы выступают в виде научной, технологической, проектной или управленческой документации, необходимой для создания товаров и оказания услуг.



Из экономической теории известно, что средства, необходимые для осуществления экономической деятельности и находящиеся в распоряжении как отдельного хозяйствующего субъекта, который в этой сфере деятельности представлен образовательным учреждением, так и общества в целом, ограничены. Это следует понимать не как ограниченность в физическом смысле, а как невозможность полного удовлетворения потребностей всех членов общества одновременно.

Образовательному учреждению для организации своей деятельности необходимы, в первую очередь, трудовые ресурсы. В составе работников образовательных учреждений можно выделить следующие основные группы: научно-педагогический персонал, административно-управленческий персонал, а также учебно-воспитательный и обслуживающий персонал. Определяющая роль в данной сфере принадлежит профессорско-преподавательскому персоналу образовательных учреждений, так как он, представляя собой профессиональный, постоянно развивающийся интеллектуальный потенциал, является главным фактором образовательного процесса. Так, на начало 2005-2006 учебного года численность профессорско-преподавательского персонала в вузах составляла 322,1 тыс. человек, среди них ученую степень доктора наук имели 37,3 тыс. человек, кандидата наук – 155,3 тыс. человек; ученое звание профессора имели 33,3 тыс. человек, доцента – 102,2 тыс. человек. На начало этого же периода среди штатных преподавателей государственных и муниципальных средних специальных учебных заведений, составляющих 140,4 тыс. человек, ученую степень доктора наук имели 100 преподавателей, кандидата наук – 2465 человек; ученое звание профессора имел 131 преподаватель, доцента – 513 человек. Численность преподавателей государственных и муниципальных средних специальных учебных заведений за 1980-2006 годы представлена в приложении 1. Численность преподавателей в этих учреждениях в последнее время практически не изменяется, если в 2006 году она составляла 136,4 тыс. человек, то в 2007 – 137,2 тыс.

В настоящее время серьезной проблемой является кадровое обеспечение образовательных учреждений. Наблюдается устойчивая тенденция старения педагогических работников образовательных учреждений всех типов и видов, недостаточно молодых специалистов вследствие низкого уровня оплаты труда и социального престижа профессии, слабой социальной защиты работников образовательных учреждений. Помимо этого ухудшается положение с подготовкой кадров для образовательных учреждений, расположенных в сельской местности и в отдаленных районах страны.

В Федеральной программе развития образования в связи с этим предлагается формирование механизма прогнозирования, мониторинга и государственного регулирования подготовки специалистов в соответствии с потребностями граждан и рынка труда, а также совершенствование системы подготовки и переподготовки работников образовательных учреждений и научно-педагогических кадров. Кроме этого обращается внимание на разработку комплекса мер по государственной и социальной поддержке работников системы образования.

Ресурсами образовательного учреждения также являются материальные средства, к которым в каждом образовательном учреждении могут быть отнесены:

1) здания, включающие крыши, фасады, учебные помещения, вспомогательные помещения (лестницы, проходы, чердаки), туалеты, тепловые сети, электрические сети, телефонные сети;

2) учебное оборудование, представленное следующими элементами: учебная мебель (столы, стулья, доски), учебная техника, лабораторное оборудование, приборы, учебные машины и стенды, компьютеры, компьютерное сетевое оборудование;

3) библиотека, включающая читальные залы, книжные хранилища, компьютеры, учебную мебель, книги, периодические издания;

4) территория, к которой относятся дороги, стоянка автомашин, парковая зона, тепловые сети, электроосвещение, водные сети, коммунальные сети, ограда;

5) издательство, имеющее помещение, оборудование по изданию учебных материалов и печати бланочной продукции;

6) общежития, включающие здания, помещения, мебель, тепловые сети, электрические сети;

7) охрана, представленная системой контроля и сигнализации, техническими обеспечивающими устройствами;

8) социальная структура: столовая, буфет, кафе, актовый зал, спортивный зал, стадион, база отдыха;

9) обеспечивающая хозяйственная структура: транспортная служба, мастерские, узлы теплоснабжения, котельные, подстанции и распределительные электроустройства.

Их совокупность представляет собой материально-техническую, или учебно-материальную, базу образовательного учреждения, для поддержания и развития которой необходимы финансовые средства. Недостаток финансовых средств отрицательно сказывается на ее состоянии, что проявляется в несвоевременности проведения капитального ремонта зданий и текущего ремонта помещений, в недостаточной оснащенности учебного процесса, в сложности осуществления капитального строительства.

К ресурсам образовательного учреждения относят финансовые средства, особенность которых для государственных и муниципальных образовательных учреждений заключается в том, что они предоставляются этим учреждениям из бюджетов разного уровня, средства которых ограничены. В последние годы средства, выделяемые на образование из федерального бюджета, составляли 4-5% расходов этого бюджета. Недостаток бюджетного финансирования ведет к поиску иных источников финансирования, в частности к организации предпринимательской деятельности образовательных учреждений, результатом которой является получение внебюджетных средств.

Поэтому формирование финансовых средств государственных и муниципальных образовательных учреждений осуществляется за счет двух основных источников, во-первых, бюджетов различных уровней и, во-вторых, внебюджетных средств.

Каждое образовательное учреждение, имея статус субъекта финансово-хозяйственной деятельности, может самостоятельно ее осуществлять, используя финансовые средства по своему усмотрению.

Большую роль в настоящее время начинают играть информационные ресурсы, что проявляется в развитии информационно-коммуникационных технологий. В настоящее время это проявляется в разработке периодически обновляемого пакета электронных образовательных ресурсов, охватывающего все разделы основных образовательных программ, которые выставляются в Интернете. Поэтому у преподавателей есть возможность пользоваться на своих занятиях самыми современными разработками в области информационных технологий. Ресурсы сети Интернет в настоящее время широко используются преподавателями при подготовке к занятиям и на самих занятиях для поиска информации, погружения в языковую среду, создания мультимедийных презентаций, тестирования, отработки общих учебных навыков. В последние годы наблюдается стабильное и постепенное увеличение объема трафика, потребляемого образовательными учреждениями, уже определились наиболее востребованные образовательные сайты и порталы. В среднем порталы Федерального центра информационно-образовательных ресурсов и Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов ежедневно посещают 7,5 тысяч пользователей. Создается коллекция электронных образовательных ресурсов, которая в настоящее время насчитывает более 50 тысяч экземпляров.

Все виды ресурсов образовательного учреждения взаимодействуют между собой, меняясь во времени, поэтому для осуществления образовательной деятельности необходимо постоянное совершенствование каждого элемента этих средств. Для трудовых ресурсов образовательного учреждения это означает определение необходимого количества работников и уровня их квалификации, а также обучение и повышение квалификации персонала. Совершенствование материальных ресурсов, необходимых для образовательного процесса, выражается в своевременном обновлении необходимого оборудования, проведении текущего и капитального ремонта зданий и помещений. Для финансовых ресурсов это проявляется в формировании объема средств, достаточных для решения задач, поставленных перед образовательным учреждением.

Поэтому образовательное учреждение для осуществления своей деятельности должно использовать весь комплекс ресурсов, учитывая при этом, что значение каждого из них может меняться в зависимости от складывающейся ситуации. Например, недостаток того или иного ресурса автоматически увеличивает его значимость на текущий момент до решения возникшей проблемы.

Для обеспечения стабильного развития образовательных учреждений необходимо увеличение объемов финансирования. Это возможно не только за счет региональных и местных бюджетов, но и за счет привлечения внебюджетных средств – путем оказания платных образовательных услуг, производственной и консалтинговой деятельности образовательного учреждения.

Другим направлением улучшения ресурсного обеспечения образования является повышение эффективности использования финансовых средств за счет внедрения новых образовательных технологий, совместного использования ресурсов, в том числе информационных, несколькими учебными заведениями, например в составе учебно-научно-производственного комплекса.

Образовательное учреждение для организации процесса обучения использует материально-техническую базу. В специальной литературе ее называют учебно-материальной базой, делая акцент на выполняемых ею функциях, на ее предназначении.

Материально-техническая база представляет собой совокупность вещественных элементов, необходимых для функционирования и развития образовательного учреждения, которое обязано обеспечить содержание закрепленных или принадлежащих ему на праве собственности зданий, сооружений, оборудования и имущества потребительского, социального, культурного и иного назначения.

Таким образом, к материально-технической базе относятся все закрепленные за образовательным учреждением материально-вещественные средства, которые предназначены для проведения учебной и научной деятельности, для обеспечения условий жизни, труда и быта студентов и преподавателей.

По экономическому содержанию в материально-вещественных средствах образования выделяются две группы фондов: основные и оборотные. Различие между ними проводится не по натуральной форме, а по способу переноса их стоимости на производимый продукт или оказываемую услугу.

К оборотным средствам относится та часть производственных фондов, которая целиком потребляется в течение одного производственного цикла, полностью и единовременно переносит свою стоимость на продукт труда. Здесь выделяются малоценные и быстроизнашивающиеся предметы.

В отличие от оборотных фондов, функционирующих непродолжительное время, основные фонды долговременно обслуживают учебно-воспитательный и научно-исследовательский процесс и переносят свою стоимость на производимый продукт по частям, по мере износа. Но при этом основные фонды все это время сохраняют свою натурально-вещественную форму.

Преобладающую часть всех фондов составляют основные фонды, состав которых разнообразен. В зависимости от натурально-вещественной формы и их роли в учебно-научной деятельности можно выделить следующие составные части этих фондов: 1) здания учреждений, мастерских, лабораторий, где непосредственно осуществляется учебная и научно-производственная деятельность; 2) здания различного рода вспомогательных служб, например, общежитий, столовых, складов для хранения учебного и научного оборудования, хозяйственного инвентаря и т.д.; 3) учебное и научное оборудование, включая компьютеры, машины, станки в мастерских, лабораториях; 4) транспортные средства; 5) библиотечный фонд; 6) другие вещественные элементы, необходимые для организации учебного процесса и научной работы.

Составные части основных фондов принимают неодинаковое участие в учебном процессе и научных исследованиях, и условно их можно разделить на пассивную и активную части. Часть фондов, создающая материальные предпосылки для учебной и научной деятельности, называется пассивной, а та часть фондов, которая непосредственно связана с учебным процессом и научной работой преподавателей и обучающихся, играет активную роль.

Специфика образования заключается в том, что здесь в отличие от других отраслей значительную долю составляет пассивная часть: здания, сооружения, склады и прочие основные фонды. В настоящее время в связи с развитием технического прогресса закономерно увеличивается доля активной части основных фондов, что связано с внедрением в учебный процесс и научную деятельность современных технологий, а также с необходимостью увеличения библиотечного фонда.

Структура основных фондов относится к числу важных показателей реальных возможностей эффективной работы образовательных учреждений.

Основные фонды, выступая в товарной форме, выражаются в натуральных и стоимостных показателях. К натуральным показателям относится число зданий и количество в них мест для обучения, наличие мест в лабораториях и учебных мастерских, количество единиц основного оборудования, необходимого для образовательного процесса при нормальных условиях и т.д. Натуральные показатели берутся за основу составления плана материально-технического обеспечения образовательных учреждений.

С помощью стоимостных показателей определяется объем капитальных вложений, исчисляется амортизация, устанавливаются финансовые расходы на капитальный ремонт и приобретение нового оборудования, оценивается структура основных фондов и динамика их изменения. Для восстановления основных фондов образовательных учреждений необходим амортизационный фонд

Согласно Закону РФ «Об образовании» развитие материально-технической базы государственного и муниципального образовательного учреждения осуществляется самим образовательным учреждением в пределах закрепленных за ним, то есть бюджетных, и собственных средств.

Одним из основных направлений укрепления и развития материально-технической базы образовательных учреждений является пополнение основных фондов путем капитального строительства, то есть введения новых и реконструкции действующих зданий и сооружений. Средства, выделяемые на капитальное строительство, называются капитальными вложениями.

Капитальные вложения в образовательные учреждения бывают централизованные и нецентрализованные. К централизованным относятся средства, поступившие из государственного бюджета. Финансирование нецентрализованных капитальных вложений осуществляется за счет внебюджетных средств образовательного учреждения.

Важным направлением развития материально-технической базы является приобретение и установка станочного и лабораторного оборудования, современной научной аппаратуры, приборов, вычислительной и информационной техники.

Существенное значение для развития активной части учебно-материальной базы образовательных учреждений имеет подготовка, выпуск и использование учебной и учебно-методической литературы, так как учебники и учебные пособия представляют собой главное средство обучения студентов.

Следует отметить, что состояние материально-технической базы является одним из важных показателей при аттестации и аккредитации образовательного учреждения.

Таким образом, поддержание и развитие материально-технической базы образовательных учреждений является одним из основных условий успешного осуществления учебного процесса, при этом развитие должно осуществляться в соответствии с требованиями государственных образовательных стандартов, социальных норм и нормативов.

Эффективность, являясь одной из главных характеристик человеческой деятельности, выступает важнейшей категорией экономической науки, так как характеризует результативность работы.

Соотношение цели и полученных результатов дает представление об эффективности работы. Не случайно эффективность определяют как степень реализации цели.

Экономическая теория и практика говорят о том, что чем лучше результат и меньше затраты, тем выше эффективность. В определении эффективности обязательно присутствуют такие элементы, как цель, результат, затраты, общепринятые нормы. Главными в этом перечне являются цель и результаты, представляющие собой начало и конец деятельности. А любая работа требует осмысления целей, порядка действий и возможных результатов, то есть предварительного осмысления как непременного условия обоснования замысла этой деятельности и надежности получения желаемого результата.

Исходя из этого, при характеристике эффективности образования, следует обратиться к цели. Как уже отмечалось, в преамбуле Закона РФ «Об образовании» оно определено как целенаправленный процесс, поэтому эффективность связана с качеством образования, которое, в свою очередь, определяется степенью «соотношения результата – свойств человека, получившего образование, – ясно сформулированным целям, которые должны отражать интересы человека, общества, государства. Без этого разговор о качестве учебных заведений и органов управления становится беспредметным. Поэтому механизм трансформации интересов указанных субъектов в цели деятельности образовательных учреждений оказывается одним из важных факторов, определяющих эффективность образования».

При этом особое значение имеет объем выделяемых обществом средств, то есть затраты. Образование специфическая отрасль хозяйства и подходить к затратам на образование прямолинейно не следует. Уменьшение затрат, как известно, ведет к повышению эффективности, но в данном секторе экономики имеются свои особенности. Это проявляется в том, что экономическая эффективность образования имеет два аспекта: внутренний и внешний, то есть косвенный, сопутствующий.

Внутренний непосредственный экономический эффект достигается рациональным использованием ресурсов в отрасли образования в целом, и в каждом отдельном образовательном учреждении, а также максимальным вкладом работников образования в производство и повышение качества образовательных услуг.

Внешний эффект следует рассматривать с точки зрения прироста материальных благ, который обеспечивается благодаря повышению общеобразовательного и профессионально-квалификационного уровня работников для всех остальных отраслей народного хозяйства; с позиции абсолютного и относительного снижения расходов ресурсов в отраслях материального производства за счет внедрения новых научно-технических разработок, осуществленных специалистами в сфере образования.

В сочетании этих аспектов эффективности проявляется особенность отрасли образования.

К тому же многофункциональность образовательной сферы приводит к тому, что ее эффективность имеет несколько взаимосвязанных элементов: педагогический, социальный и экономический. Они практически неотделимы друг от друга и достаточно разноплановы.

Чем больше трудовых, материальных и финансовых ресурсов используется в отрасли образования, тем выше его экономический результат, то есть создается больше образовательных услуг и полнее удовлетворяются потребности в них, выше уровень образования работников всех отраслей хозяйства. Это, в свою очередь, ведет к росту производительности труда и увеличению валового продукта. Таким образом, происходит соединение внутреннего экономического эффекта образования с внешним.

Следовательно, развитие образования выступает необходимым фактором ускорения научно-технического прогресса и повышения производительности труда и требует выделения обществом достаточных средств. Однако возможности государства не безграничны, и на определенном этапе развития общества встает вопрос об оптимальном распределении имеющихся ресурсов между различными сферами экономики страны, в том числе и об обеспечении развития образования.

Поэтому проблема определения эффективности затрат на образование является важной, но крайне сложной как в теоретическом, так и в практическом плане. В разное время вопросы определения экономической эффективности образования рассматривались А.Смитом, К.Марксом, С.Г.Струмилиным, В.А. Жаминым, С.Л. Костаняном, В.П.Щетининым и другими учеными.

Для определения эффективности образования нужны соответствующие методы и измерители, поэтому установление целесообразного объема инвестиций в образование невозможно без разработки соответствующих измерителей и методов определения народнохозяйственной эффективности затрат на образование.

Все существующие методы определения такой эффективности можно разделить на прямые и косвенные. Первые предполагают получение (в том или ином виде) стоимостных оценок эффективности образования, его влияния на деятельность народного хозяйства. Вторые позволяют получить косвенную (не стоимостную) оценку эффективности системы образования путем сравнения результатов деятельности этой системы с некоторыми заданными целями общественного развития.

Сравнение требуемого и действительного уровней образования по каждой специальности показывает, насколько фактическая подготовка работающих соответствует требованиям современного производства. Положительной стороной данного метода является возможность количественной оценки излишка или дефицита рабочей силы с данным уровнем подготовки. Вместе с тем метод предполагает, что производство жестко детерминирует структуру образования (строгое соответствие уровня подготовки виду работы). В действительности же в пределах каждой специальности существует достаточно широкий разброс уровней квалификации работающих. Кроме того, развитие образования может и должно забегать вперед, опережая текущие потребности экономики в квалифицированных специалистах, превосходя по своему качественному уровню технологию сегодняшнего производства. К недостаткам этого метода можно отнести то, что он не позволяет учитывать различия в качестве обучения; его внутренняя логика предполагает, что профессиональная структура работающего населения уже достигла оптимального состояния и требуется лишь изменение образовательной структуры, что не совсем очевидно; метод логически не завершен с экономической точки зрения, так как не позволяет измерять потери в экономике вследствие возникающих диспропорций между потребностями производства и достигнутым уровнем образования рабочей силы.

Прямых методов определения эффективности образования достаточно много. Методы, основанные на определении коэффициентов редукции труда, позволяют рассчитывать прирост условной численности рабочей силы, соответствующий приросту ее образовательного уровня, и на этой основе определить влияние повышения уровня образования на национальный доход. В работах ученых западных стран широкое распространение получил метод оценки эффективности образования, основанный на подсчете так называемых норм отдачи, которые исчисляются путем отнесения доходов, получаемых индивидом вследствие наличия у него образования, к его стоимости. Нормы отдачи в этом случае представляют собой рентабельность «человеческого капитала» для отдельного индивида и, по мысли сторонников теории «человеческого капитала», выполняют те же функции, что и норма прибыли по отношению к физическому капиталу, то есть измеряют степень эффективности «человеческих инвестиций» и регулируют их распределение. Эффективность образования в данном случае рассматривается с точки зрения отдельной личности, желающей получить соответствующее образование.

При оценке эффективности образования с помощью норм отдачи чаще используется показатель внутренней нормы отдачи, показывающий степень окупаемости «человеческого капитала» за весь срок его службы, в отличие от показателей текущей эффективности, характеризующих ее уровень в каждый данный момент времени. Поэтому при подсчете норм отдачи используются величины доходов и затрат, дисконтированные к моменту начала инвестиций. При определении внутренних норм отдачи обычно используется метод анализа.

Согласно теории «человеческого капитала», внутренние нормы отдачи не просто показывают степень эффективности затрат на обучение, но и регулируют распределение инвестиций между различными типами и уровнями образования, а также между системой образования в целом и другими отраслями экономики. С точки зрения отдельного индивида внутренние нормы отдачи образования действительно могут играть распределительную роль, но в ограниченных пределах. В частности, зная внутренние нормы отдачи по различным профессиям и нормы прибыли на физический капитал, можно вкладывать личные средства в ту или иную сферу в зависимости от того, где ожидается большая прибыль. Аналогичное поведение вполне допустимо и со стороны предпринимателей. Ведь расходы на образование совокупного рабочего (поскольку эти расходы сокращают прибавочную стоимость и увеличивают стоимость рабочей силы) должны рассматриваться ими как капиталовложения, приносящие прибыль, потому что более образованная рабочая сила способна к более сложному труду, приносящему большую прибавочную стоимость.

Для всей экономики в целом регулирующая роль норм отдачи не так очевидна. Различают частные и социальные нормы отдачи: первые показывают эффективность вложений в образование для самих учащихся, вторые – для экономики страны в целом. При расчете социальных норм отдачи используются полные затраты на образование, которые, как правило, значительно превышают расходы частных лиц, поскольку государство, а это характерно прежде всего для развитых государств, берет на себя большую часть издержек такого рода. Обычно социальные нормы отдачи несколько ниже частных. Однако социальные нормы служат лишь экономическим ориентиром для государственной политики в области образования, которая должна учитывать идеологические, социальные и политические факторы. Основным недостатком норм отдачи инвестиций в образование, особенно социальных, является то, что они показывают лишь, в каком направлении надо изменять инвестиционную политику, не позволяя при этом решить вопрос, в какой мере следует изменить инвестиции в ту или иную сферу.

Оценка внешнего экономического эффекта, связанного с определением социальных эффектов в обществе, рассматривается в концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 годы через повышение конкурентоспособности профессионального образования и проявляется в:

Ø повышении роли работодателей в подготовке профессиональных кадров (увеличение количества учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования, прошедших экспертизу образовательных программ, проводимую работодателями, а также учреждений профессионального образования, перешедших на образовательные стандарты нового поколения, разработанные при участии работодателей, общественных и профессиональных объединений);

Ø увеличении количества молодежи, занятой в различных сферах экономики (уменьшение количества безработных в возрасте 16-29 лет и среди выпускников учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования, уменьшение количества выпускников учреждений среднего профессионального образования и вузов, не получивших работу в течение 6 месяцев после окончания учебы);

Ø увеличении количества молодежи, обучающейся на первой ступени высшего профессионального образования, включившейся в активную трудовую деятельность;

Ø увеличении количества людей, получающих дополнительное образование, участвующих в программах переподготовки и повышения квалификации;

Ø соответствии структуры подготовки специалистов по уровням профессионального образования потребностям государства и требованиям рынка труда, что осуществляется на основе сравнения с аналогичными показателями развитых стран и региональных рынков труда.

1. Основы организации экономической деятельности образовательных учреждений даются в главе IV Закона РФ «Об образовании», которая называется «Экономика системы образования».

2. Образовательному учреждению для осуществления своей деятельности по оказанию образовательных услуг необходимы ресурсы.

3. Образовательное учреждение для организации процесса обучения использует материально-техническую базу, которую в этой отрасли принято называть учебно-материальной базой.

4. Большое значение для осуществления образовательного процесса имеет материально-техническое оснащение образовательного учреждения.

5. Эффективность, как качественный показатель результативности деятельности образовательного учреждения в этой отрасли, имеет свою специфику, которая выражается в двух взаимосвязанных аспекта: внутреннем и внешнем, сопутствующем.

1. Какие вопросы рассматриваются в IV главе Закона РФ «Об образовании»?

2. Дайте определение понятия «ресурсы образовательного учреждения».

3. Что вам известно о кадровом потенциале образовательного учреждения?

4. Какую роль в вашем учебном заведении играют информационные ресурсы?

5. Какова сущность учебно-материальной базы образовательного учреждения?

6. Что лежит в основе различия между основными и оборотными фондами образовательного учреждения?

7. Охарактеризуйте составные части основных фондов образовательного учреждения. Находится ли в вашем распоряжении что-либо из этих фондов?

8. Почему капитальное строительство является важным направлением совершенствования и развития материально-технической базы образовательного учреждения?

Глава 4. Финансирование и бюджетное нормирование расходов образовательного учреждения

Данная глава посвящена особенностям финансирования образовательных учреждений, так как проблема их стабильного и обоснованного финансирования является одной из самых острых проблем функционирования сферы образования. Поэтому необходимо выяснение сущности и своеобразия современного механизма финансирования образовательного учреждения.

Важнейшими видами финансовых ресурсов организаций образования являются бюджетные средства, внебюджетные средства, прибыль тех организаций, которые функционируют на коммерческой основе.

Бюджетные ресурсы были и остаются важнейшим видом финансовых ресурсов организаций образования. Динамика расходов консолидированного бюджета на образование характеризуется следующими данными:

Доля расходов на образование в общем объеме расходов консолидированного бюджета

2008 13% (5,2% ВВП)

2009 14,8% (5,2% ВВП)

2010 13,6% (4,4% ВВП)

2013 16,3% (5,3% ВВП)

2014 17,2% (5,0% ВВП)

Основными финансовоёмкими уровнями образования являются дошкольное и общее среднее образование (66,7%). В то время как, например, на финансирование учреждений дополнительного образования детей и взрослых расходуется лишь 5% средств.

Основным документом, на базе которого осуществляется бюджетное финансирование, является бюджетная смета. Расчет показателей бюджетной сметы осуществляется в разрезе подразделений бюджетной классификации по расходам (по категориям, статьям, подстатьям и элементам экономической классификации расходов). Для своевременной организации работы и бюджетной сметы, Министерство образования, руководствуясь постановлениями Совета министров о сроках разработки проекта бюджета на предстоящий бюджетный год, устанавливает сроки составления и представления проектов бюджетных смет, разрабатывает необходимые указания о порядке их составления, а также устанавливает для образовательных учреждений основные производственные и сетевые показатели их деятельности. На основании этих разработок и указаний образовательные учреждения и рассчитывают сумму бюджетных ассигнований на соответствующий бюджетный год. Этот проект подписывается руководителем учреждения, начальником планового отдела, главным бухгалтером и представляется на рассмотрение распорядителю бюджетных средств. Распорядитель может откорректировать представленный проект в соответствии с объемом бюджетных средств, предусмотренных в бюджете. После утверждения соответствующих бюджетов распорядители бюджетных средств, а также Министерство финансов и местные финансовые органы утверждают сводные бюджетные сметы, которые и являются основанием для предоставления бюджетной организации соответствующих бюджетных средств.

Внебюджетные ресурсы образовательных учреждений формируются в процессе их коммерческой деятельности и в первую очередь в процессе оказания платных услуг. Перечень платных услуг в сфере образования, которые оказываются государственными учреждениями образования, установлен постановлением Совета министров от 03.10.2002 №1376.


Предоставление платных услуг потребовало решения проблемы установления цены на эти услуги. С этой целью правительством РБ было принято положение о порядке формирования цен на платные услуги в государственных учреждениях образования. Цены на платные услуги формируются на основе плановых затрат, всех видов установленных налогов, неналоговых платежей, прибыли необходимой для воспроизводства. Рентабельность должна составлять не более 40% от плановых затрат.

В государственных учебных заведениях рентабельность оказания образовательных услуг, как правило, не более 25%.

Включение в денежный оборот государственных образовательных учреждений внебюджетных ресурсов коренным образом усовершенствовало концепцию их финансового обеспечения, в основе которой лежит формирование консолидированного бюджета образовательного учреждения.

В доходной части данного бюджета отражаются основные виды мобилизуемых финансовых ресурсов. Например, сегодня в ВУЗах: бюджетное финансирование (30-40%), внебюджетные источники (50-60%), научно-исследовательская деятельность (1-2%).

По результатам 2013 финансового года, например, доля доходов от внебюджетной деятельности в расходах учреждений высшего образования, подчинённых Министерству образования, составлял 49,7%, в учреждениях среднего специального образования – 23,7%, в учреждениях образования, содержащихся за счёт средств местных бюджетов, всего 2,8%.

Сложившийся в РБ состав финансовых ресурсов в системе образования соответствует мировой практике. Бюджетные и внебюджетные средства будут и далее одновременно использоваться в роли важнейших ресурсов учреждений образования.