Финансы и деньги отличия и взаимосвязь. Отличительные черты и взаимосвязь категорий финансы, деньги и кредит. Необходимость финансов в условиях расширенного воспроизводства

Денежные средства».

Деньги и финансы резко отличаются друг от друга по своему содержанию и по выполняемым ими функциям. Финансы представляют собой экономические отношения, связанные с формированием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в целях выполнения функций и задач государства или отдельного предприятия и обеспечения условий расширенного воспроизводства, т. е. они имеют значение производной от денег.

Деньги - это средство оплаты товаров (услуг, работ), средство измерения стоимости и средство сохранения стоимости. Деньги - весьма сложная экономическая категория, по-прежнему остается загадкой известный феномен денег: почему увеличение количества денежных знаков у отдельного лица приумножает его индивидуальное богатство, а рост денежной массы у общества в целом не способствует возрастанию богатства общества?

Деньги - это знак обмена, который участвует как посредник в обмене одного товара на другой.

Некоторые современные российские экономисты, т. е. экономисты российской рыночной экономики , считают деньги одним из видов ценных бумаг , специфической особенностью которых является относительная автономность их движения и возможность аккумуляции.

Деньги выполняют совсем иные функции, чем финансы.

Финансы выполняют три функции:

  1. формирование денежных фондов и получение наличных денежных средств;
  2. использование денежных фондов и наличных денежных средств;
  3. контрольную.

Некоторые экономисты считают, что финансы выполняют только две функции: распределительную и контрольную.

К. Маркс выделял пять функций денег: мера стоимости, средство обращения, средство платежа, средство накопления и сбережения, мировые деньги. Причем в качестве первой он называл меру стоимости.

За 150 последних лет экономическая наука шагнула далеко вперед. Многие современные экономисты выделяют три функции денег:

  1. средство обращения;
  2. средство измерения стоимости (т. е. мера стоимости);
  3. средство накопления и сохранения стоимости.

Различия между финансами и деньгами рассмотрим наследующем примере.

Гражданин дает деньги в долг другому человеку . Это означает, что гражданин передал другому лицу материальную вещь в форме денежной банкноты. Другими словами, деньги - это вещь, которую, как и любую другую вещь, можно потерять, найти, разрушить (разорвать бумажные банкноты).

А вот отношения гражданина, который дал деньги в долг другому лицу, - это уже финансовые отношения. Гражданин выступает как кредитор , а лицо, взявшее деньги в долг, - как заемщик. Возьмет ли кредитор расписку с заемщика, возьмет ли какую-либо вещь в залог , будет ли взимать проценты за деньги, переданные в долг, и проценты за невозврат денег вовремя и т. п. - все это представляет собой финансовые отношения.

2.4 Сравнительный анализ денежной системы РФ и зарубежных стран

В России, как и во всех развитых странах, налично-денежный оборот значительно меньше безналичного.

Организацию налично-денежного обращения осуществляет ЦБ РФ, это одна из его основных функций. Она включает:

Прогнозирование и организацию производства, перевозку и хранение банкнот и монет, создание их резервных фондов;

Установление правил хранения, перевозки и инкассации наличных денег для кредитных организаций;

Установление признаков платежеспособности денежных знаков и порядка замены поврежденных банкнот и монет, а также их уничтожения;

Определение порядка ведения кассовых операций для кредитных организаций.

ЦБ РФ осуществляет межбанковские расчеты через свои учреждения. В его систему входят центральный аппарат, территориальные учреждения, расчетно-кассовые центры, вычислительные центры.

Кассовое обслуживание – одна из важнейших функций банков. Банк является начальным и конечным пунктом движения денег, обеспечивающих товарообмен. Наличные деньги попадают в сферу обращения из банка в форме выплаты заработной платы или других расчетов наличными и возвращаются в банк в виде выручки. Сфера денежного обращения подлежит регулированию и жесткой регламентации со стороны государства, основные аспекты которых закреплены законодательно.

Зачисление денежной выручки на счета в банке и выдача наличных средств на различные цели определяются как кассовые операции, которые по балансовому результату и по назначению делятся на приходные и расходные. Каждому предприятию определяется предельная величина наличных средств в кассе – лимит остатка кассы и норма расходования наличных денег из выручки. Одновременно с нормативами банк утверждает порядок и срок сдачи выручки в банк данного предприятия.

Платежная система – это совокупность инструментов и методов, которые применяются в хозяйстве для перевода денег и осуществления расчетов между юридическими и физическими лицами. Она находится под общим руководством ЦБ РФ, который в соответствии с законодательством обеспечивает ее эффективность, стабильность, надежность и безопасность.

Реформирование платежной системы в России началось в 1992 г. путем внедрения новых форм расчетов и совершенствования банковских технологий: внедрялись новые формы передачи информации в учреждения Банка России, осуществлялись экспериментальные проекты по электронным платежам. В результате объем средств в расчетах Банка России сократился.

К началу XXI в. электронные системы перевода финансовых средств, по расчетам американских специалистов, станут преобладающими, хотя даже в экономически развитых странах элементы применения электроники в банковском деле стали складываться в электронные системы платежей лишь с конца 70-х гг.

Перевод денежно-валютного регулирования в ЕС на наднациональный уровень создает значительные преимущества для государств-членов и, прежде всего для их хозяйствующих субъектов.

На макроэкономическом уровне единая бюджетная дисциплина и объединение денежных рынков стран ЕС под руководством и контролем наднациональных финансовых институтов позволят надежнее бороться с инфляцией, снизить процентные ставки (а со временем и налоговые платежи), что должно способствовать росту производства, занятости (сейчас это один из важнейших приоритетов социальной рыночной политики и экономики в ЕС) и стабильности государственных финансов.

Для хозяйствующих субъектов единая денежная политика и валюта будут означать существование на всей территории одинакового денежно-кредитного и валютного регулирования (в том числе фондового), существенное сокращение накладных расходов за расчетное обслуживание операций, ценовых и валютных рисков, сроков осуществления денежных и платежных переводов. Для предприятий единая валюта означает единое валютно-фондовое регулирование на всей территории валютного союза, уменьшение потребности в оборотном капитале.

В глобальном плане введение евро на территории Европы, в том числе и в России, ускорит процесс движения мировой валютной системы, основанной на фактически главенствующей роли доллара США, к более симметричному ”многополярному” валютному устройству. Заменив собой находящиеся в обращении европейские валютные единицы, евро сможет в обозримом будущем стать одной из ключевых мировых валют. Единая валюта призвана обеспечить Европейскому союзу ”валютный вес”, соответствующий его экономическому могуществу. ЕС производит треть всех мировых товаров, являясь при этом общепризнанным лидером в торговле и товарами, и услугами. Однако в валютной области экономический гигант как бы не существует. Это, естественно, сказывается и на возможности оказывать реальное политическое воздействие на мировые процессы.

В этом, в частности состоит различие между ЕС и США. США производит лишь 20 процентов мировых товаров. В то же время они обладают валютой, которая используется в 40 процентах всех мировых валютных операций. Реальное же влияние доллара США гораздо шире и глубже: американские и транснациональные корпорации в любой точке земного шара могут выставлять счета за свои услуги в долларах и при этом не рискуют столкнуться с проблемами обмена валюты. Большая часть мирового рынка является, таким образом, по сути ”внутренним рынком” для американских компаний.

Современные денежные системы зарубежных стран, несмотря на свои особенности, имеют много общих черт. Они включают следующие элементы: денежную единицу, масштаб цен, виды денег, являющихся законным платежным средством, эмиссионную систему и государственных аппарат регулирования денежного обращения. Современная денежная система зарубежных стран характеризуется следующими основными чертами:

1. отменой официального золотого содержания денежных единиц, демонетизацией золота;

2. переходом к неразменным на золото кредитным деньгам, немногим отличающимся по своей природе от бумажных денег;

3. сохранением в денежном обороте некоторых стран наряду с кредитными деньгами бумажных денег в форме казначейских билетов;

4. выпуском банкнот в обращение в порядке кредитования хозяйства, государства, а также под прирост официальных золотых и валютных резервов;

5. развитием и преобладанием в денежном обращении безналичного оборота при одновременном сокращении наличного;

6. усилением государственного регулирования денежного обращения в связи с постоянным нарушением основополагающего принципа денежной системы – соответствия количества денег объективным потребностям экономического оборота, который ведет к инфляционному процессу.

Проведенный анализ процессов в денежно-кредитной сфере России позволяет сделать следующие важные выводы, касающиеся политики Центрального банка РФ в данной области: Нынешняя структура денежно-кредитной системы стала в большой степени отражать потребности рыночного хозяйства и все больше приспосабливаться к процессу новых экономических реформ.

В то же время процесс становления денежно-кредитной системы выявил определенные недостатки. Они выразились в нарушениях во всех звеньях: продолжают образовываться и существовать мелкие учреждения (банки, страховые компании, инвестиционные фонды), которые из-за слабой финансовой базы не могут справляться с потребностями клиентов; коммерческие банки и другие учреждения в основном проводят краткосрочные кредитные операции, недостаточно инвестируя свои средства в промышленность и другие отрасли. Это один из важнейших выводов, которые должны быть сделаны из сравнительной характеристики денежно-кредитных систем России и США. Именно в развитии небанковского сектора видится дальнейшая перспектива реформирования денежно-кредитной системы России.

Другой важный пример денежно-кредитной системы США, который актуален для России, это независимость регулирующего органа от исполнительной власти. В России постоянно предпринимаются попытки поставить под контроль правительства Центральный банк. Фактическое его положение сейчас трудно назвать полностью независимым.

Нельзя обойти вниманием и тот факт, что многие вновь созданные кредитно-финансовые институты, страховые компании и инвестиционные фонды занимаются несвойственной им деятельностью: привлекают вклады населения, выполняя функции коммерческих и сберегательных банков. В США можно наблюдать схожий процесс, однако у нас он осложняется отсутствием традиций в финансовой сфере, что зачастую ведет к мошенничеству и как результат к потере доверия со стороны населения ко многим кредитным институтам. Поэтому России нужно присмотреться к опыту законодательного регулирования денежной системы США.

Следовательно, из анализа денежно-кредитных систем России и США можно сделать следующие рекомендации по дальнейшему совершенствованию денежно-кредитной системы России:

Дальнейшее развитие денежной системы и укрепление доверия к ее финансовым инструментам

Укрепление рубля, его реальная конвертируемость и вытеснение теневого хождения доллара на территории России.

Борьба с коррупцией и усиление открытости финансовых институтов.

Дальнейший рост независимости Центрального банка России как эмиссионного центра от исполнительной и законодательной властей с одновременным ростом значения саморегулирующихся организаций в финансовой сфере.

В данной работы был проделан анализ финансовых систем и денежного обращения РФ, США и Японии. Отдельно было сказано про денежную систему Великобритании. Основные показатели сравнения приведены в таблице 1.

Таблица 1. Сравнительная таблица основных показателей, характеризующих денежную систему стран.

Показатель

1. Национальная валюта Рубль Доллар Йена
2.Банковская система

Центральный банк РФ

Кредитные организации, а также филиалы и представительства иностранных банков

Двухуровневая банковская система: на первом уровне находится центральный банк США - федеральная резервная система, а на втором уровне - сеть коммерческих банков и других расчетно-кредитных учреждений

Двухуровневая банковская система:

Банк Японии

Коммерческие банки; специализированные кредитные институты, в том числе финансовые компании для малого и среднего бизнеса; правительственные кредитные учреждения; почтовые сберегательные кассы.

3.Функции, задачи, инструменты ЦБ

Функции ЦБ РФ определены в ст.4 ФЗ «О ЦБ РФ»

Защита и обеспечение устойчивости рубля;

Развитие и укрепление банковской системы РФ;

Обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы.

Инструменты:

1) процентные ставки по операциям Банка России;

2) нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России (резервные требования);

3) операции на открытом рынке;

4)рефинансирование кредитных организаций;

5) валютные интервенции;

6) установление ориентиров роста денежной массы;

7) прямые количественные ограничения;

8) эмиссия облигаций от своего имени.

Федеральная резервная система является центральным банком США.

обязанности Федерального резервного банка подразделяются по четырем общим направлениям:

Осуществление монетарной политики государства путем влияния на денежную ситуацию и кредитование экономики с целью обеспечения максимальной занятости, стабильности цен и умеренных долгосрочных процентных ставок;
- контроль и регулирование деятельности банковских учреждений для обеспечения надежности и разумного устройства банковской и финансовой системы страны и защиты кредитных прав потребителей;
- подержание стабильности финансовой системы и сдерживание системного риска, который может возникать на финансовых рынках;
- предоставление финансовых услуг депозитным учреждениям, правительству США и иностранным официальным учреждениям, в том числе выполнение основных функций в качестве обеспечения работы платежной системы страны.

1. выпуск банкнот;

2. реализация денежно-кредитной политики;

3. изменение нормы обязательных банковских резервов,

4. операции на финансовых рынках,

5. регулирование учетной ставки процента,

6. осуществление взаиморасчетов коммерческих банков;

7. мониторинг и проверка финансового положения и состояния менеджмента финансовых учреждений;

8. проведение операций с государственными ценными бумагами;

9. осуществление международной деятельности;

10. выполнение экономического анализа и проведение теоретических исследований.

Инструменты:

1. изменение нормы обязательных банковских резервов,

2. операции на финансовых рынках,

регулирование учетной ставки процента

4.Функции, задачи и операции финансово-кредитных институтов

Функции коммерческих банков:

1. аккумуляции и мобилизации временно свободных денежных средств,

2. предоставление кредита,

3. посредничества в осуществлении платежей и расчетов.

Операции коммерческих банков:

1) привлечение денежных средств физических и юридических лиц во вклады (до востребования и на определенный срок);

2) размещение указанных в пункте 1 части первой настоящей статьи привлеченных средств от своего имени и за свой счет;

3) открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц;

4) осуществление расчетов по поручению физических и юридических лиц, в том числе банков-корреспондентов, по их банковским счетам;

5) инкассация денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и кассовое обслуживание физических и юридических лиц;

6) купля-продажа иностранной валюты в наличной и безналичной формах;

7) привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов;

8) выдача банковских гарантий;

9) осуществление переводов денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковских счетов (за исключением почтовых переводов).

В России среди сберегательных учреждений доминирует Сбербанк РФ (на февраль 1999 г. имел 1848 филиалов).

Важное место в кредитной системе занимает обширная группа сберегательных учреждений. Они привлекают мелкие сбережения и доходы, которые без помощи кредитной системы не могут функционировать как капитал. Существуют разные типы сберегательных учреждений: сберегательные банки и кассы, взаимно-сберегательные банки (разновидность кооперативных банковских учреждений в США), доверительно-сберегательные банки, ссудосберегательные ассоциации (в США), кредитные кооперативы (союзы, ассоциации).

Основными функциями коммерческих банков являются:

1) Мобилизация временно свободных денежных средств и превращение их в капитал;

2) кредитование предприятий, государства и населения;

3) выпуск кредитных денег;

4) осуществление расчетов и платежей в хозяйстве;

5) эмиссионно-учредительская функция;

6) консультирование, представление экономической и финансовой информации.

7) прочее.

Японские банки выполняют следующие операции - платят различным фирмам за коммунальные услуги, расплачиваются за покупки в магазинах, перечисляют деньги на счет его клиентов за выполненную ими работу и даже самостоятельно связываются с компаниями-работодателями, если на счет клиента своевременно не поступает заработная плата.

5.Нормативная база

Конституция РФ

ФЗ «О Центральном банке РФ (Банке России) №86-ФЗ от 10.07.2002

ФЗ «О банках и банковской деятельности» №395-1 от 02.12.1990

Другие ФЗ

Нормативные акты ЦБ (Положения, инструкции, разъяснения)

В США механизм контроля состоит из следующих звеньев, органов и элементов:

Законодательных актов и постановлений Конгресса;

Институционального обеспечения (система федеральных законов, осуществляющих общий надзор над деятельностью бирж);

Механизм саморегулирования рынка ценных бумаг (со стороны самих биржевиков);

Апробированной методики вмешательства государства в деятельность фиктивного сектора экономики.

Закон о Банке Японии №89 от 1.04.1998 г.

В Японии нет большого числа законодательных предписаний для банков, и в этом состоит особенность банковского дела в этой стране. Система коммерческих банков руководствуется в своей деятельности так называемыми направляющими указаниями, т.е. устными предписаниями министерства финансов. Хотя эти указания не имеют силы закона, все коммерческие банки их четко придерживаются.


Заключение

Под финансовой системой понимают совокупность финансовых учреждений страны, правил, норм, регулирующих финансовую деятельность и финансовые отношения государства (денежная система, система финансовых учреждений). Финансовый сектор экономики в широком понимании включает финансовые институты, контролирующие, наблюдательные органы, а также финансовые союзы. Основные задачи контролирующих и наблюдательных органов в рамках финансовой системы заключаются в поддержании ее устойчивого функционирования, реализации государственных нормативных актов и непосредственном осуществлении контроля за деятельностью финансовых институтов.

Финансовые институты в рамках финансового сектора включают организации, относящиеся к банковской системе, а также к небанковским финансовым посредникам. В свою очередь, в банковской системе особое место отводится центральным банкам.

В экономически развитых странах традиционно выделяют два основных типа финансовых систем – сегментированную и универсальную.

В универсальной финансовой системе законодательно не ограничивается выполнение банками тех операций финансового обслуживания, которые не относятся к банковским.

В сегментированной финансовой системе банкам нельзя выполнять небанковские функции. Дополнительным признаком, хотя и не абсолютным, является более жесткое разграничение сфер деятельности и отдельных операций.

Приведенное деление на универсальные и сегментированные финансовые системы в современных условиях все же не носит абсолютного характера. Наиболее типичными представителями сегментированных систем являются США, Великобритания и Японии.

Центральные эмиссионные банки являются главным регулятором денежно-кредитной политики во всех странах, и естественно, что основной проблемой организаций, внедряющих системы электронных денег, является урегулирование взаимоотношений с ними.

При отсутствии должного контроля центральный банк будет иметь искаженную информацию об объеме платежных средств в экономике, что в конечном счете снизит эффективность его денежно-кредитной политики. Кроме того, появляется опасность бесконтрольной эмиссии электронных денег, что может привести к инфляции.

В Японии, например, принята национальная программа создания информационного общества. Важная роль в данной программе отводится финансовой системе.

Практика банковского дела за рубежом представляет большой интерес для складывающейся в России новой хозяйственной системы. Построение нового банковского механизма возможно лишь путем восстановления принципа функционирования кредитных учреждений, принятых в цивилизованном мире и опирающихся на многовековой опыт рыночных банковских структур. Поэтому столь важным представляется изучение зарубежной практики организации банковских систем, которые продемонстрировали свою высокую эффективность.


Список используемых источников

1. Экономические реформы в странах восточной Европы и России. Россия и современный мир. Веденяпин Я. С. - М., 2008. - № 1(18).

2. Все о деньгах России. / Под ред. Певичева И.Н.- М., 2008

3. Долларизация в переходных экономиках России и стран Центральной и Восточной Европы // Проблемы прогнозирования. Головнин М.Ю. - 2007. - N 4.

4. Государственная экономическая политика: опыт перехода к рынку Под общ. ред. проф. А.В. Сидоровича. - М.: Дело и сервис, 2009.

5. Деньги, кредит, банки» под редакцией д.э.н., профессора, члена-корреспондента РАЕН Е. Ф. Жукова «Юнити», М.: 2006, 536 с.

6. Экономическое развитие современной Японии. / Динкевич А.И. Деньги и кредит.- 2008.- №10.- С.62-74.

7. Деньги, банки и кредитно-денежная политика. Долан Э.Д. - СП б., 2004.

8. Журнал «Мировая Экономика и Международные отношения», 2009, №6, с.87-96

9. Журнал «Мировая Экономика и Международные отношения», 2008, №8, с.115-117

10. Журнал «Мировая Экономика и Международные отношения», 2009, №4, с.84-93

11. Евро против доллара. / Иванова А., Быков П. Эксперт, №44, 2008

12. Финансы и кредит. Учебное пособие. Ковалева А. П. – Ростов-Н/Д: Ф59 Феникс, 2004 г.

13. Конституции государств Европы. В 3-х томах. / Под общей редакцией Л.А. Окунькова. - М. Издательство НОРМА, 2008.

14. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Учеб. для студентов юрид. вузов и факультетов. - в 4-х томах / Отв. ред. Б.А. Страшун. - М., 2002.

15. Резервная политика центральных банков за рубежом. Крупнов Ю. С. / Банковское дело – 2007 - №3. - с. 28; №4. - с. 34

16. Мировая экономика: Учебник. Кудров В.М. – М.: Издательство БЕК, 2006, с. 2-4.

17. Курс экономической теории. Учебник / Под ред. Чепурина М.Н.-К, 2007.

18. Мировая экономика. Экономика зарубежных стран: Учебник / Под ред. Доктора экон. Наук, профессора М.Н. Осьмовой. – М.:Флинта: Московский психолого-социальный институт, 2006 г., с. 185-191.

19. Экономическая теория. Учебник. Носова С.С. - М.: ВЛАДОС, 2005.

20. Экономика зарубежных стран: Учебник. Погорлецкий А.И. СПб: Изд-во Михайлова В.А., 2008.

21. Российская модель экономики: Основы экономической теории России XXI века. Учебное пособие – Владимир: ВГПУ, 2008.

22. Финансы, денежное обращение. Самсонова Н. Ф. – М.: ИНФРП-М, 2009.

23. Денежная масса и факторы ее формирования. Сенчагов В. К. – М., 2006.

24. Банковская система Великобритании, Смирнов Е.П. Банковское дело, 2008, №9, стр.25-29.

25. Становление рыночной экономики в странах Восточной Европы. -М.: ИНФРА-М, 2007.

26. Государственный финансовый контроль: Учебник для вузов. Степашин С.В., Столяров Н.С., Шохин С.О., Жуков В.А. - СПб.: Питер, 2008.

27. Терещенко Ю.В. Современная экономика Японии: общая характеристика и особенности развития. (Лекция).// М.: Изд-во Рос. экон. акад. им. Г.В. Плеханова, 2009.

28. Финансы, денежное обращение и кредит: Учебник: Краткий курс / Под ред. д.э.н., проф. Н.Ф. Самсонова. – М.: ИНФРА-М, 2006. – 302 с. – (Серия «Высшее образование»)

30. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник для вузов / Л.А.Дробозина, Л.П.Окунева, Л.Д.Андросова и др.; Под ред. проф. Л.А. Дробозиной. - М.: ЮНИТИ, 2008.

31. Финансы, деньги, кредит. Учебник / Под ред. Соколовой О.В.- М., 2007.

32. Финансы. Учебник / под редакцией В.В. Ковалева. М: Проспект, 2006.

33. Денежная и кредитная система России. Шенаев В.Н. - М., 2007, 304с.

34. Экономика. Учебник / Под ред. Булатова А.С.-М., 2007, 407с.

35. Экономическая теория. Учебник. Под ред. В.Д. Камаева. - М.: ВЛАДОС, 2006, 324с.

36. Российская экономика. Истоки и панорама рыночных реформ. Ясин Е.Г. М, ГУ-ВШЭ. 2008, 126с.

37. Мировая экономика: Учебник / Под редакцией Е.Д. Халевинской. – М.: Юристъ, 2008, с. 57-62,137-140, 279-284.

38. Сравнительный анализ денежно-кредитной политики в переходных экономиках. С. Дробышевский, А. Козловская, Д. Левченко, С. Пономаренко, П. Трунин, С. Четвериков. М., 2003. 244 с.

39. Актуальные вопросы денежно-кредитной политики. Сухарев О.С., Курьянов А.М. Финансы №9, 2007. С.55-58.


Ковалева А. П. Финансы и кредит. Учебное пособие. – Ростов-Н/Д: Ф59 Феникс, 2004 г.

Самсонова Н. Ф. Финансы, денежное обращение. – М.: ИНФРП-М, 2009.

Долан Э.Д. Деньги, банки и кредитно-денежная политика. - СП б., 2004.

Сенчагов В. К. Денежная масса и факторы ее формирования. – М., 2006

Мировая экономика. Экономика зарубежных стран: Учебник / Под ред. Доктора экон. Наук, профессора М.Н. Осьмовой. – М.:Флинта: Московский психолого-социальный институт, 2006 г., с. 185-191.

Ковалева А. П. Финансы и кредит. Учебное пособие. – Ростов-н/Д: Ф59 Феникс, 2004 г.

Финансы, денежное обращение и кредит: Учебник: Краткий курс / Под ред. д.э.н., проф. Н.Ф. Самсонова. – М.: ИНФРА-М, 2006. – 302 с. – (Серия «Высшее образование»)

Степашин С.В., Столяров Н.С., Шохин С.О., Жуков В.А. Государственный финансовый контроль: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2008.

Кудров В.М. Мировая экономика: Учебник. – М.: Издательство БЕК, 2006, с. 2-4.

Деньги, кредит, банки» под редакцией д.э.н., профессора, члена-корреспондента РАЕН Е. Ф. Жукова «Юнити», М.: 2006, 536 с.

Шенаев В.Н. Денежная и кредитная система России. - М., 2007, 304с.

Погорлецкий А.И. Экономика зарубежных стран: Учебник. СПб: Изд-во Михайлова В.А., 2008.

Халевинская Е.Д., Крозе И. Мировая экономика: Учебник / Под редакцией Е.Д. Халевинской. – М.: Юристъ, 2008, с. 57-62,137-140, 279-284.

Терещенко Ю.В. Современная экономика Японии: общая характеристика и особенности развития. (Лекция).// М.: Изд-во Рос. экон. акад. им. Г.В. Плеханова, 2009.

Смирнов Е.П., Банковская система Великобритании, Банковское дело, 2008, №9, стр.25-29.

Любом построении банковской стстемы. В настоящее время, практически во всех странах с рыночной экономикой созданны и активно развиваются двухуровневые банковские системы, гле на первом уровне функционирует центральный банк страны, осуществляющий эмиссионную, законотворческую, надзорную и прочие виды деятельности;на втором - действуют коммерческие банки. Однако, на страницах экономической...

Место финансов в системе экономических отношений.

Финансы появляются благодаря государству, без государства не было бы и финансов. Именно возникновение государства привело к необходимости выделения из экономических отношений новых дополнительных отношений, связанных с формированием, распределением и использованием финансовых ресурсов государства для выполнения им своих функций.

Финансы обусловлены потребностью общества, а не являются результатом деятельности государства.

Финансы возникают только при наличии товарно-денежных отношений.

Финансы имеют денежную форму (по своему происхождению – денежные отношения).

Одной из главных задач финансов является контроль над расходами государства, организации и домашних хозяйств.

Финансы возникают тогда, когда в результате производства товаров или оказании услуг, формируются доходы и накопления, принимающие форму финансовых ресурсов.

Финансы служат экономическим инструментом распределения национального дохода, в связи с этим финансы принято рассматривать на 2-х уровнях:

1.Централизованные (публичные) финансы – денежные отношения, связанные с формированием, распределением и использованием финансовых ресурсов органов государственной власти и местного самоуправления.

2.Децентрализованные финансы – денежные отношения, опосредующие кругооборотом финансовых ресурсов хозяйствующих субъектов (корпоративные финансы) и домашних хозяйств.

В отношении централизованных финансов гос-во является полноправным хозяином и может принудительно обеспечить свои доходы через систему налоговых и иных обязательных платежей, финансовых санкций и т.д.

В отношении децентрализованных финансов госрегулирование осуществляется в косвенной форме: ставки налогов и иных обязательных платежей (нормы, лимиты, финансовые санкции).

Определение финансов. Признаки финансов.

Финансы – экономические отношения, связанные с формированием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных ресурсов в целях выполнения функций и задач гос-ва и обеспечения условий расширенного воспроизводства.



ПРИЗНАКИ ФИНАНСОВ:

1.Денежный характер (нет денег, нет финансов. Деньги являются обязательным условием для существования финансов).

2.Распределительный характер (позволяет соединить производство с потреблением, сделав потребление начальной стадией производственного процесса).

3.Фондовый характер (при реализации финансовых отношений образуются фонды денежных средств).

4.Императивный характер (то есть они обязательны к исполнению).

Отличие финансов от других стоимостных категорий (кредита, денег, заработной платы).

Отличие финансов от денег заключается в следующем:

1.Объём понятия. Финансы – понятие более узкое, в состав которого входят и денежные отношения.

2.Происхождение. Деньги появились на заре современной цивилизации и использовались в качестве универсального товара. Финансы возникли вместе с централизацией государственной власти и развитием экономических институтов.

3.Функции. Деньги служат для накопления, платежа, определения стоимости, международных расчётов. Финансы призваны направлять и перераспределять денежные потоки, стабилизируя цены, контролируя доходы и расходы.

4.Определённость. Деньги всегда можно подсчитать, подобрать эквивалент определённой сумме и найти ей выражение. Финансовые отношения представляют совокупность денежных потоков, поэтому выразить их в какой-либо форме можно далеко не всегда.

Отличия финансов от кредита:

1) возвратный характер кредита, т.е. кредитные ресурсы всегда

функционируют на возвратной основе, а финансовые ресурсы выражают одностороннее движение стоимости;

2) кредитное перераспределение связано с перемещением денежных средств между субъектами распределительного процесса, а финансовое перераспределение осуществляется как между субъектами хозяйствования, так и в рамках каждого из них по целевому назначению и в соответствии с общественными потребностями;

3) кредитные ресурсы формируются в процессе перераспределения временно свободных денежных средств (субъекта хозяйствования, органов государственного правления), а финансовые ресурсы формируются из доходов, которые образуются на стадии стоимостного распределения;

4) кредитные ресурсы предоставляются на определённых условиях (срочность, возвратность, платность), а финансовые ресурсы предоставляются бесплатно и условия их возврата не оговариваются;

5) кредит имеет тесную взаимосвязь с денежным оборотом, с его помощью удовлетворяются потребности субъекта хозяйствования в платёжных средствах, а также происходит регулирование находящихся в обращении денежных средств.

Отличия заработной платы от финансов:

1) распределительные отношения составляют заработную плату,

материализующуюся в денежные доходы, которые поступают в собственность отдельных работников и используются ими для удовлетворения личных потребностей;

2) финансовые ресурсы являются материальными носителями финансовых отношений, находящиеся в распоряжении субъектов хозяйствования и государства и предназначенные для удовлетворения различных общественных потребностей;

3) с определённой степенью допускается, что функционирование заработной платы можно рассматривать как процесс посторонний, так как заработная плата носит конкретный характер, а финансы имеют одностороннее движение стоимости.

Функции финансов.

Все ученые выделяют две основные функции:

1.Распределительную

2.Контрольную

Распределительная функция обеспечивает непрерывность общественного воспроизводства и проявляется:

· В распределении созданной стоимости между участниками производства. На этой основе формируются основные или первичные доходы. Это этап распределения, обеспечения продолжения воспроизводства отдельного хозяйствующего субъекта. Но этого распределения недостаточно для обеспечения общественного воспроизводства.

· В распределении функций, выраженных в перераспределении части национального дохода между первичными собственниками и гос-вом с целью формирования фондов, необходимых для финансирования бюджетной сферы и приоритетных отраслей. В результате перераспределения образуются вторичные доходы. Их уровень зависит от пропорций первичного распределения и объема перераспределенной части.

Контрольная функция – обеспечение соблюдения финансового законодательства, т.е. правильности формирования и использования финансовых ресурсов.

ОБЕ ФУНКЦИИ ДЕЙСТВУЮТ ОДНОВРЕМЕННО!

Высшим органом государственного финансового контроля является Счетная Палата Российской Федерации .

Она обладает организационной и функциональной независимостью и подчиняется Федеральному Собранию РФ – высшему органу управления финансами.

Федеральное собрание состоит из:

· Нижней палаты (Гос. дума)

· Верхней палаты (Совет Федерации)

Помимо контрольной функции, Счетная Палата РФ выполняет экспертно-аналитическую функцию, т.е. дает заключение по федеральным законопроектам, международным и межгосударственным договорам; предполагает использование гос. средств.


система отношений в обществе по поводу образования и использования денежных фондов в соответствии с функциями и ролью категорий входящих в состав финансов.
К финансам относят:
1. Государственные финансы (государственный бюджет, налоги, государственный кредмт, внебюджетные фонды, финансы государственных предприятий, государственное страхование)
2. Кредитная система (операции Центрального Банка, операции коммерческих банков, выпуск денег, коммерческая страховая система, инвестиционные фонды, коммерческие пенсионные фонды)
3. Финансы отраслей (финансы организаций производственной сферы, финансы предприятий непроизводственной сферы, финансы других хозяйствующих субъектов)
4. Финансовый рынок (операции с ценными бумагами, операции с драгоценными металлами и камнями, рперации с недвижимостью, прочие операции)
5. международные финансы (финансы транснациональных корпорации)
Финансы – экономические отношения, возникающие между экономическими субъектами в процессе формирования, распределения и использования фондов денежных средств.
Функции финансов
Функции любой экономической категории характеризуют род или виды осуществляемой с её помощью деятельности. Функции финансов характеризуют форму выражения их общественного значения; к функциям финансов относят:
1. распределительная (состоит в том, что с помощью финансов происходит обеспечение каждого субъекта хозяйствования необходимыми ему финансовыми ресурсами, в условиях товарно-денежных отношений распределительные процессы осуществляются с помощью финансов)
2. контрольная (выражается через финансовый контроль за количественными и качественными параметрами процессов формирования и использования финансовых ресурсов)
3. накопительная (состоит в процессе образования денежных средств, необходимых для функционирования любой хозяйственной системы)
4. регулирующая (Связана с вмешательством государства через финансы в процесс воспроизводства)
5. стабилизационная (Заключается в том, чтобы обеспечить для всех хозяйствующих субъектов и граждан стабильные условия в экономических и социальных отношениях)

Отличие категорий финансы и деньги
Экономическим содержанием финансов являются деньги. Деньги являются материальной формой финансов, но категорию финансов нецелесообразно отождествлять с денежными средствами.
Деньги – категория более древняя, чем финансы. Деньги – товар, играющий роль всеобщего эквивалента, т.е. инструмента финансовых отношений.
Появление финансов обусловлено возникновением государства. С рабовладельческого строя появилась необходимость выполнения общественных функций государства, на основании финансовых ресурсов. Деньги – всеобщий эквивалент, измеряющий затраты труда и других ресурсов, а финансы – совокупность денежных, стоимостных отношений связанных с формированием и использованием различных денежных фондов в процессе распределения и перераспределения.
Финансы как денежные отношения.
Денежные отношения выливаются в финансовые отношения. В свою очередь финансовые отношения бывают:
1. денежные отношения
2. отношения распределения
3. отношения по поводу формирования и использования финансовых ресурсов
Т.е. финансы, связаны с движением денег, с экономическими денежными отношениями, т.е. являются экономической категорией.

2. Функции страхования.
Сущность страхования состоит в формировании определенного денежного или страхового фонда и его распределение во времени и пространстве с целью возмещения возможного ущерба или убытка его участника при несчастных случаях, стихийных бедствий и т.д., приводящих к потере материальных и других видов собственности и активов, предусмотренных условием договора страхования.
В Российской Федерации существуют три основные формы страхового фонда:
 централизованный страховой фонд образуется за счет общегосударственных ресурсов в натуральной и денежной формах, распоряжается им Правительство;
 фонды самострахования создаются самими предприятиями и организациями в виде резервных и страховых фондов, фондов риска; существуют в денежной и натуральной формах;
 фонды страховщика создаются специализированными страховыми компаниями за счет уплаты взносов, существуют только в денежной форме.
Сущность страхования проявляется в его функциях. Страхование выполняет следующие функции:
- рисковая функция - перераспределение риска между участниками страхования;
- предупредительная функция - использование части средств на уменьшение вероятности наступления страхового случая;
- сберегательная функция - страхование используется для накопления денежных средств (страхование на дожитие);
- контрольная функция - контроль за формированием и использованием страховых фондов.


  • Отличие денег от финансов
    Сущность


  • Отличие денег от финансов . система отношений в обществе по поводу образования и использования денежных фондов в
    Сущность страхования состоит в формировании определенного денежного или страхового фонда и его распределение во времени и...


  • Отличие денег от финансов . система отношений в обществе по поводу образования и использования денежных фондов в
    Сущность страхования состоит в формировании определенного денежного или страхового фонда и его распределение во времени и...


  • Отличие денег от финансов . система отношений в обществе по поводу образования и использования денежных фондов в
    Сущность страхования состоит в формировании определенного денежного или страхового фонда и его распределение во времени и...


  • Отличие денег от финансов Сущность распределительной функции финансов .


  • Сущность финансового контроля. Финансовый финансами
    Отличие денег от финансов .


  • Сущность финансового контроля. Финансовый контроль – неотъемлемая составная часть процесса управления финансами , которая обусловлен... подробнее ».
    Отличие денег от финансов .


  • Отличие денег от финансов . система отношений в обществе по поводу образования и использования денежных фондов в соответствии с. Сущность распределительной функции финансов .


  • Отличие денег от финансов . система отношений в обществе по поводу образования и использования денежных фондов в соответствии с. Сущность распределительной функции финансов .


  • Отличие денег от финансов . система отношений в обществе по поводу образования и использования денежных фондов в соответствии с. Сущность распределительной функции финансов .

Найдено похожих страниц:10


С течением времени содержательное наполнение экономической категории «финансы» менялось. Слово «финансы », возможно, происходит из средневековой латыни, где были широко распространены слова finatio, financial также financia pecuniaria, означавшие обязательную уплату денег. В свою очередь эти выражения произошли от слова finis, которое подразумевало срок уплаты.

В дальнейшем под финансами стали понимать совокупность принудительных платежей в пользу монарха, государства, публично-правового союза.

В экономической науке термин «финансы» начал активно применяться с возникновением камералистики (середина XVIII в.), один из разделов которой был посвящен систематизации способов пополнения государственной казны. В течение последующих 200 лет это понятие рассматривалось исключительно в привязке к государству и публичным союзам, а его трактовка оставалась по сути неизменной. Наиболее общая трактовка такова: финансы - это средства государства, полученные в виде денег, материалов, услуг.

В России, как и в других странах, термин «финансы» с момента его появления в отечественной литературе также однозначно трактовался как совокупность доходов государственной казны. В современной отечественной науке финансы обозначают денежные отношения по поводу формирования, распределения и контролю финансовых ресурсов на уровне государства, предприятий (хозяйствующих субъектов) и населения (домохозяйств).

В западной школе современную трактовку финансов дает Л. Гитман (Lawrence Gitman): «Финансы - это искусство и наука управления деньгами. Финансы охватывают процессы, институты, рынки и инструменты, имеющие отношение к циркуляции денежных средств между индивидуумами, фирмами и правительствами».

Соотношение понятия «финансы» и «деньги»
Финансы - неотъемлемая часть денежных отношений, но не всякие денежные отношения являются финансовыми.

Финансы отличаются от денег как по содержанию, так и по выполняемым функциям. Деньги - это всеобщий эквивалент, с помощью которого прежде всего измеряются затраты труда ассоциированных производителей, а финансы - это экономический инструмент распределения и перераспределения валового внутреннего продукта и национального дохода, орудие контроля за образованием и использованием фондов денежных средств.

Деньги первичны - финансы вторичны. Финансы имеют ряд характерных признаков:

  • денежный характер отношений;
  • распределительный характер финансовых отношений
  • субъектами финансовых отношений являются предприятия, государство, граждане;
  • финансовые отношения всегда связаны с формированием денежных доходов и накоплений, принимающих форму финансовых ресурсов;
  • финансовые ресурсы используются, как правило, через фонды специального назначения;
  • фонды специального назначения позволяют сопоставить потребности с возможностями и обеспечить концентрацию ресурсов на конкретных направлениях использования.

Финансовые ресурсы
Как уже было сказано выше, финансы связаны с формированием, распределением и контролем финансовых ресурсов.

Финансовые ресурсы являются материальными носителями финансовых отношений.

«Ресурс» в общем смысле означает «запас», который является источником удовлетворения потребностей и формирования фондов. К финансовым ресурсам относятся только те «запасы», которые имеют денежную форму.

Финансовые ресурсы - денежные доходы, накопления и поступления, находящиеся в собственности или распоряжении субъектов хозяйствования или органов государственной власти и местного самоуправления и используемые ими на цели расширенного воспроизводства, социальные нужды, материальное стимулирование работающих, удовлетворение других общественных потребностей.

Источниками формирования финансовых ресурсов являются: стоимость ВВП, часть национального богатства, поступления от внешнеэкономической деятельности.

Виды финансовых ресурсов - это конкретные формы денежных доходов, накоплений и поступлений. К ним относятся: амортизационные отчисления, прибыль организаций, налоговые доходы, страховые платежи и т.д.

Функции финансов
Сущность финансов проявляется в их функциях:
Доходная функция состоит в получении денежных доходов и формировании денежных фондов. Финансы призваны участвовать в производственном процессе с целью получения прибыли, а также расширенного воспроизводства фондов предприятия.

Распределительная функция состоит в распределении доходов и общественного продукта. На макроуровне эта функция выражается через распределение и перераспределение валового национального дохода, и обуславливает рациональное использование доходов и накоплений предприятий, при перераспределении средств между отраслями и территориями, производственной и непроизводственной сферой, между различными социальными группами населения.

Контрольная функция выражается через контроль за использованием денежных фондов по назначению и проявляется через многостороннюю деятельность как государственных финансовых органов, осуществляющих внешний контроль за деятельностью хозяйствующих субъектов, так и подразделений в самом предприятии, осуществляющих внутренний контроль. Основной задачей финансового контроля является проверка точного соблюдения законодательства, полноты выполнения финансовых обязательств перед бюджетом, банками, взаимных обязательств предприятий по расчетам и платежам между собой.

Стимулирующая функция выражается в воздействии посредством финансовых рычагов на развитие предприятий и отраслей экономики. Через систему финансовых рычагов государство может стимулировать или сдерживать развитие того или иного экономического процесса. Основными финансовыми рычагами, которыми оперирует государство, являются: бюджет, цены, тарифы, налоги, таможенные пошлины.